Станьте участником команды «Рублева»

Главная / Новости / Гентский алтарь вернулся на свое место в собор святого Бавона в Генте

Гентский алтарь вернулся на свое место в собор святого Бавона в Генте

Гентский алтарь вернулся на свое место в собор святого Бавона в Генте
А+
Распечатать
Фото: Rublev.com / снимок экрана

Один из величайших шедевров мира, полиптих «Поклонение мистическому Агнцу», известный также как Гентский алтарь, выполненный в первой половине XV века братьями Хубертом (Губертом) и Яном ван Эйками, теперь будет храниться в пуленепробиваемой витрине с регулируемым микроклиматом.

Б

еспрецедентные меры безопасности имеют историческое объяснение: Гентский алтарь называют самым похищаемым произведением искусства в мире. Стоимость саркофага, в котором теперь будет находиться алтарь, составляет 5 млн евро.

Об этом пишет британская The Guardian.


Алтарь, ради которого пришлось перестроить собор

25 марта 2021 года после реставрации и перестройки открылся для посетителей собор Святого Бавона в Генте (Бельгия). Главной целью этих работ было размещение внутри собор отреставрированного Гентского алтаря — всемирно известного произведения ранненидерландских живописцев, братьев Хуберта и Яна ван Эйков.

Для деревянного алтаря, высота которого составляет в центральной части 4,6 метра, соорудили витрину высотой в 6 метров и внутренним объемом около 100 кубических метров.

Если раньше алтарь занимал главный придел церкви святого Бавона (Гент, Бельгия) и выполнял свою непосредственную функцию алтарной преграды, то теперь его решили перенести в часовню Святого Причастия, самую большую часовню собора.

Для обеспечения оптимальных условий хранения внутри саркофага действует система климат-контроля, поддерживающая постоянные показатели температуры и влажности. Один из факторов, наиболее пагубно сказывавшихся на состоянии шедевра, было колебание температуры внутри собора: в неотапливаемой церкви зимой температура опускается почти до нуля градусов.

Работы по восстановлению Гентского алтаря
​В Бельгии частично восстановлен знаменитый Гентский алтарь

Реставрация всемирно известного шедевра голландской живописи эпохи Возрождения в полном объеме должна быть закончена в 2020 году.

Подробнее

Алтарь закреплен на стальной раме, управляемой с помощью пневматики. Механизм будет каждое утро и вечер раскрывать и закрывать створки. Кроме того, в соборе специально установили большие защитные двери, чтобы в случае возникновения чрезвычайной ситуации можно было легко и быстро эвакуировать деревянные панели.

Помимо этого, для обеспечения доступа посетителей с соблюдением мер безопасности было серьезно реконструировано все пространство собора святого Бавона. Реставраторы пошли даже на то, чтобы разобрать значительную часть исторической кладки стен. Все это привело к тому, что, если изготовление самого саркофага обошлось в €5 млн, то бюджет всего проекта достиг отметки в 30 миллионов евро.

См. также видеоролик об открытии собора Святого Бавона после размещения там Гентского алтаря (нидерл. яз., англ. субтитры) © YouTube, VISITFLANDERS



Самое похищаемое произведение искусства. Криминальная история Гентского алтаря

Вообще, обеспечение надежности и безопасности хранения алтаря стало главной задачей, которую поставили перед собой участники реставрации. За свою историю, которая насчитывает почти 590 лет, Гентский алтарь не раз находился на грани уничтожения. В XVI веке его чуть не сожгли мятежники-кальвинисты. В конце XVIII века по распоряжению Наполеона Бонапарта четыре центральных фрагмента алтаря вывезли во Францию. Его разрезали на части, продавали и перепродавали европейским правителям и арт-дилерам.

В XX столетии злоключения Гентского алтаря продолжились: в 1914 году немецкие войска, захватившие Гент, пытались найти створки алтаря, чтобы вывезти в Германию, но служители церкви св. Бавона спрятали артефакты и тайно хранили их до 1918 года. Тогда же в Гент вернулись две створки, проданные в 1821 году Кайзер-музеуму.

В 1934 году произошла кража, не раскрытая до сих пор: неизвестный похитил одну из двенадцати створок с изображениями «Праведных судей». Найти фрагмент не удалось даже несмотря на то, что по личному распоряжению Геббельса поисками занимались лучшие немецкие сыщики и агенты разведки. Министр пропаганды хотел сделать подарок фюреру, но створка пропала бесследно.

Позднее недостающую часть алтаря заменили копией.

Фрагмент Гентского алтаря, XV век
​В 2021 году начнется самый сложный этап реставрации Гентского алтаря

В это время реставраторы приступят к работе над створками с изображениями Иисуса Христа и Девы Марии, пережившим многократные поновления.

Подробнее

В 1940 году бельгийские фашисты решили преподнести Гентский алтарь в дар Гитлеру. Сначала в разобранном виде алтарь перевезли в Францию, а в 1942 году — в замок Нойшванштайн в Баварии. Алтарь должен был пополнить личную коллекцию художественных ценностей Адольфа Гитлера.

Наконец, в конце войны, в апреле 1945 года, Гентский алтарь, упакованный в ящики, отвезли в Австрию, чтобы спрятать в заброшенных соляных шахтах. По мере приближения союзных войск гитлеровское командование приняло решение уничтожить собранные ценности, однако этого не произошло. При помощи австрийских партизан шахты захватили военнослужащие армии США.

В августе 1945 году алтарь вернулся в Гент.

Гентский алтарь в раскрытом виде


Гентский алтарь. Девять лет реставрации

Несмотря на то, что Гентский алтарь теперь вновь доступен для посетителей, его реставрация не завершена. Работы начались в 2012 году. На первом этапе (до 2016 г.) специалисты восстановили внешние панели, которые изображают сцену Благовещения Девы Марии, а также пророков и два портрета молящихся заказчиков и жертвователей алтаря.

Затем реставраторы расчистили и восстановили живопись на центральной части алтаря, известной как «Поклонение мистическому Агнцу». В результате изображение Агнца в центре панели претерпело значительные изменения. Прежде всего, специалисты вернули ему правильное количество ушей — после реставрации 1951 году у Агнца оказалось сразу четыре уха. Затем, изменился его взгляд: теперь Агнец смотрит не в сторону, как раньше, а прямо на зрителя.

Новый облик Агнца, однако, встретил неоднозначную реакцию как со стороны публики, так и у специалистов. Тем не менее, реставраторы доказали, что им удалось раскрыть изначальную, авторскую живопись. Эксперты сошлись на том, что основная их задача - по возможности более точно восстановить первоначальную живопись братьев ван Эйков. Специалисты признают, что это сложнейшая задача: с середины XVI века Гентский алтарь оказался на 90% записан более поздними красочными слоями.

Как сообщили представители группы реставраторов, третий, самый сложный этап работ, возможно, начнется весной 2022 года (график сдвинулся из-за пандемии и связанных с ней ограничений) и займет 3-4 года. Реставраторам предстоит восстановить верхние фрагменты алтарных створок с изображениями Иисуса Христа и Девы Марии, которые многократно поновлялись в течение нескольких столетий.


11 декабря 2020
​Реставрация самого большого деревянного здания в Европе может начаться в 2022 году
7 декабря 2020
​Реставраторы Пизанской башни приобрели навыки высотных работ, пройдя специальные курсы
12 августа 2019
Восстановленный Нотр-Дам будет выглядеть так же, как старый
Последние новости
​На церковных кладбищах англиканских храмов Великобритании проведут исследование биологического разнообразия

В Британии церковные погосты, не застроенные и не распаханные, являются естественными центрами биоразнообразия, предлагая среду обитания для ценных и находящихся под угрозой исчезновения растений и диких животных.

12 апреля 2021
213
Новости по теме
13
Втр
2021