Станьте участником команды «Рублева»

cross
Главная / Новости / ​Епископ Далматский Фотий (Сладоевич): «Сербы в Хорватии по-прежнему граждане второго сорта»

​Епископ Далматский Фотий (Сладоевич): «Сербы в Хорватии по-прежнему граждане второго сорта»

​Епископ Далматский Фотий (Сладоевич)
А+
Распечатать
Фото: Сербская православная церковь

Правящий архиерей епархии Сербской православной церкви, расположенной на территории Хорватии, в интервью газете “Вечерње Новости” рассказал о положении сербов в бывшей братской республике.

По словам епископа Фотия, сербское население Хорватии после начала гражданской войны 1990-х годов почти полностью покинуло территорию бывшей югославской республики. 

«До войны 1990-х годов в Далмации насчитывалось 1,2 миллиона сербов. Теперь все сербское население может уместиться на территории оного городского квартала. И преимущественно это пожилые люди, — отметил епископ. — Мы молимся о возвращении сербов каждый день».

Многие молодые сербы приезжают навестить своих родителей, посетить свои родные места, свидетельствует сербский иерарх. Они бы могли остаться здесь жить, но для этого должны наступить лучшие времена, должны возникнуть лучшие политические и экономические условия. Несмотря на то, что в ходе гражданской войны сербы были изгнаны из Далмации «огнем и мечом», после 1997 года люди стали возвращаться и восстанавливать свою жизнь. Однако после 2003 года этот процесс почти прекратился — в основном, в силу экономических причин.

Когда спустя два года после завершения военных действий первые сербы вернулись в свои дома, они увидели, что потеряли все. До сих пор многие репатрианты живут в условиях невероятной бедности. Далматская епархия оказывает этим людям помощь, покупая продукты питания, бытовую технику, мебель, посуду.

По мнению епископа Фотия, главным препятствием для возвращения сербов в Далмацию является экономический фактор: в Хорватии чрезвычайно высокий процент безработицы, и, если в сельском хозяйстве есть перспективы для развития производства, то молодые люди в большинстве своем не желают связывать свою судьбу с трудом на земле, предпочитая искать работу в офисах, в городах.

«Если бы люди больше занимались скотоводством, земледелием, рыболовством, изготовлением оливкового масла, условия изменились бы к лучшему», — предположил епископ.

Тем не менее, в большинстве случаев сербы отказываются от планов вернуться в Хорватию из-за соображений безопасности, опасаясь угроз и провокаций. Для этих опасений есть свои основания.

Например, в Хорватии не так давно появилась неправительственная организация, которая именует себя «хорватской православной церковью». Мировоззрение их сторонников питается наследием времен Второй мировой войны, идеями Анте Павелича и усташей. «Эти люди выступают с идеями исключительности хорватской нации, превосходства над другими народами и религиозными традициями — в первую очередь это касается сербского народа», — отметил иерарх.

В то же время, признает епископ Фотий, у Даматской епархии сложились хорошие отношения с Римо-католической церковью Хорватии. Каких-либо конфликтных ситуаций, связанных с захватом православных храмов, нет.

«Римо-католическая церковь является здесь главенствующей церковью, это факт. Мы это признаем и стараемся сохранять человеческие и христианские отношения. Занимаемся своей работой, своим служением. Римо-католическое священство делает свою работу», — так оценил епископ состояние православно-католического диалога.

Наряду с этим он отметил, что в пастырской практике сербское духовенство сталкивается со случаями перехода из православия в католичество. Как правило, такие случаи происходят в смешанных семьях. «Люди, которые испытывают определенное давление социальной среды, иногда идут на этот шаг — например, из-за детей, которые порой оказываются единственными православными в католическом окружении, — рассказал епископ Фотий. — К счастью, таких случаев становится все меньше. Больше всего их было во время войны и после нее. Одной из важнейших задач нашей епархии является возвращение таких людей в родную веру».

Он также признал, что значительная часть местного сербского населения — это воцерковленые люди, которые ходят в храм постоянно, демонстрируя высокую церковную, литургическую культуру.

Говоря о факторах, осложняющих жизнь сербского населения хорватской провинции, епископ Фотий отметил, в первую очередь, продолжающуюся государственную пропаганду, которая представляет сербов в качестве агрессоров и захватчиков чужих земель. 

«Политические и национальные свободы сербов в Хорватии требуют пересмотра, — подчеркнул иерарх. — Необходимо, чтобы государство уважало сербские традиции, культуру, обычаи, исторические памятники. Для начала — чтобы уважало собственные законы, и в тех муниципалитетах, где сербы составляют почти треть населения, надписи на домах и учреждениях были продублированы на кириллице. Кроме того, Хорватское государство должно перестать повторять, что сербы являются агрессорами и убийцами. Как сербский народ может быть агрессором на земле, где живет на протяжении столетий?»

Епископ Фотий также отметил, что в ближайшее время состоится визит Сербского патриарха Иринея в Хорватию. Он будет приурочен к 400-летию открытия духовной семинарии в православном монастыре Крка. Визит запланирован на 8 августа. Последним сербским первоиерархом, посетившим древний монастырь, был патриарх Герман (1899-1991), по прямому распоряжению которого семинария в Крка возобновила свою работу в 1960-х годах.

9
Птн
2016