Станьте участником команды «Рублева»

Главная / Новости / ​Директор галереи Уффици: многие произведения религиозного искусства надо вернуть в церкви

​Директор галереи Уффици: многие произведения религиозного искусства надо вернуть в церкви

Посетитель перед картиной «Крещение Христа» Андреа Вероккьо (1475), галерея Уффици
А+
Распечатать
Фото: pxhere.com (public domain)

Встречаясь 27 мая с итальянскими журналистами, директор галереи Уффици Айке Шмидт (Eike Schmidt) заявил, что, по его мнению, многие религиозные произведения искусства, находящиеся в настоящее время в музейных коллекциях и хранилищах Италии, должны быть возвращены церквям, для которых они были созданы.

Эта идея возникла, когда в Уффици занялись разработкой новой политики, которая учитывала бы условия работы художественной галереи, изменившиеся из-за эпидемии коронавируса.


Религиозное искусство: контекст и восприятие

Как сообщает The Art Newspaper, А. Шмидт предположил, что даже одно из самых известных произведений раннего средневековья в собрании галереи, «Мадонна Ручеллаи», написанная около 1275 года видным представителем сиенской школы Дуччо ди Буонинсенья, может вернуться в свой первоначальный дом — флорентийскую церковь Санта-Мария-Новелла, откуда икону забрали в 1948 году.

После введения в Италии карантинных мер в Уффици задумались над тем, как галерея могла бы «диверсифицировать» хранящиеся в музейном собрании произведения искусства по различны выставочным площадкам и создать некую «расширенную» версию музея, которая выходила бы за пределы непосредственно помещений галереи.

Дуччо. «Мадонна Ручеллаи» 1285 г. Флоренция, Галерея Уффици

Автор: Дуччо ди Буонинсенья - http://www.wga.hu/frames-e.html?/html/d/duccio/ruccelai/3ruccelx.html, Общественное достояние, Ссылка


Говоря о дальнейшей судьбе «Мадонны Руччелаи», Шмидт отметил, что сейчас этот образ размещен в галерее по соседству с двумя другими выдающимися шедеврами раннесредневековой итальянской живописи — алтарными иконами Чимабуэ и Джотто, чтобы посетители могли сравнивать эти произведения искусства друг с другом. С этой точки зрения, признал директор галереи, у демонстрации искусства в музее есть свои преимущества. 

В то же время он подчеркнул, что после того, как «Мадонну Руччелаи» изъяли из церкви Санта-Мария-Новелла, произведение лишилось важнейшего элемента своей истории и содержания.

«Религиозное искусство рождалось не как произведение искусства, а с религиозной целью, обычно в религиозной обстановке», — отметил Айке Шмидт в комментарии для издания. Он добавил также, что когда произведение вернется в то место, для которого его создавали, оно предстанет в правильном историческом и художественном контексте, и зрителю будет легче распознать его духовные истоки.

Чимабуэ. «Осмеяние Христа», фрагмент. Доска, темпера. 1280 г.
Власти Франции ищут возможность выкупить икону «Осмеяние Христа» XIII века, проданную на аукционе

Работа флорентийского живописца Ченни ди Пепо, известного как Чимабуэ, объявлена национальным достоянием, и в течение ближайших 2,5 лет не может быть вывезена из страны.

Подробнее

«Если бы мы не верили, что контекст важен, — сказал он, — у итальянского государства не было бы юридически закрепленной концепции художественной или архитектурной адаптации [vincolo pertinenziale], и вместо контекстной археологии подлинных шедевров мы практиковали бы скрэббл (скрэббл — настольная игра, в которой участники соревнуются в образовании слов с использованием буквенных деревянных плиток на доске, разбитой на 225 квадратов; — Rublev.com) в духе Индианы Джонса».


Сложно ли будет оформить передачу сотен произведений искусства в церкви?

Айке Шмидт является президентом Fondo edifici di culto (FEC), фонда религиозных зданий. Это филиал Министерства внутренних дел, который владеет и обслуживает почти 900 католических церквей и религиозных зданий по всей стране. Он обнаружил, что в запасниках итальянских подразделений Soprintendenze — государственных надзорных органов, входящих в структуру Министерства культурного наследия и отвечающих за искусство, архитектуру и археологию, хранится около тысячи религиозных произведений искусства. 

Большинство из них отправили в музеи для хранения в основном после Второй мировой войны. Эти произведения искусства до сих пор должным образом не каталогизированы, доступ к ним достаточно непрост даже для специалистов, поэтому в профильном ведомстве оценивают сложившуюся ситуацию как «крайне нежелательную».

Поскольку большинство церквей, откуда были в свое время изъяты произведения церковного искусства, находятся в ведении FEC, юридическое оформление возврата работ будет предельно простым: тот или иной предмет просто переведут из одного государственного реестра в другой. 

Если бы мы не верили, что контекст важен, у итальянского государства не было бы юридически закрепленной концепции художественной или архитектурной адаптации, и вместо контекстной археологии подлинных шедевров мы практиковали бы скрэббл в духе Индианы Джонса.

Айке Шмидт, директор галереи Уффици

Проблемы хранения и безопасности, которые предстоит при этом решить, не представляют большой сложности в силу широкого применения сегодня передовых технологий. В качестве примера А. Шмидт привел алтарный образ Джорджоне «Мадонна Кастельфранко»: по его мнению, одно из важнейших произведений итальянского Ренессанса хранится в церкви, для которой оно было создано, в очень хороших и безопасных условиях.

«Очень позитивная провокация»

Предложение Айке Шмидта вызвало неоднозначную реакцию в стране. Ряд итальянских СМИ выступили решительно против этой инициативы. В то же время глава епархиального музея Флоренции священник Тимоти Вердон (Timothy Verdon) заявил в интервью информационному агентству Ansa, что считает это предложение «очень позитивной провокацией», но нереальной «по причинам, которые всем понятны». А архиепископ Флоренции кардинал Джузеппе Бетори (Giuseppe Betori) отметил, что «это предложение заслуживает внимания и обсуждения», но, добавил он, «каждый случай нужно рассматривать по существу».

Марк Джонс (Mark Jones), бывший директор Музея Виктории и Альберта в Лондоне, в беседе с корреспондентом The Art Newspaper, также одобрительно высказался об инициативе Айка Шмидта. По его мнению, эти шаги предприняты в правильном направлении. 

«Любой, кто интересуется искусством, знает, что его лучше воспринимать в его собственном контексте, — заявил эксперт. — При этом должны быть установлены правила относительно того, какие условия должна выполнить церковь, чтобы вернуть свои произведения искусства, а затем они должны быть возвращены в рамках церемонии, которая отметила бы их возвращение домой».


22 ноября 2019
​Подлинность считавшейся копией «Мадонны с младенцем» Боттичелли установили в рамках телешоу
23 сентября 2019
​Художник, создававший подделки под старых мастеров, арестован в Италии
17 июля 2017
​Две неизвестные фрески Рафаэля обнаружены в Ватикане
Последние новости
В Соборе Святого Семейства в Барселоне откроется центр изучения творчества Антонио Гауди

При центре откроется библиотека, посвященная творчеству архитектора, а также будет создана открытая база данных, где будут собраны все сохранившиеся документальные свидетельства о нем.

23 сентября 2020
224
​Королевская семья Нидерландов может отказаться от пользования каретой из-за «колониалистских и расистских» изображений на ней

С 1898 года официальный парадный экипаж используется при ежегодном обращении монарха к парламенту страны, а также при бракосочетаниях и других важных церемониях, в которых участвуют члены королевской семьи.

21 сентября 2020
372
Обнародованы новые факты об участии Ватикана в судьбе беглых военнопленных в годы Второй мировой войны

Многих из них укрывали непосредственно на территории города-государства. Банк Ватикана тайно выделял средства для переправки этих людей за границу, а Ватиканское радио посылало в Лондон зашифрованные сообщения о военнопленных.

18 сентября 2020
698
Новости по теме
​Художник, создававший подделки под старых мастеров, арестован в Италии

По версии следствия, на счету Лино Фронджа — десятки полотен, написанных в стиле Эль Греко, Франческо Пармиджанино, Франса Хальса, Лукаса Кранаха и других великих живописцев прошлого.

23 сентября 2019
5125
25
Птн
2020