Станьте участником команды «Рублева»

cross
Главная / Новости / ​Депутаты Госдумы хотят запретить памятники вдоль дорог

​Депутаты Госдумы хотят запретить памятники вдоль дорог

​Депутаты Госдумы хотят запретить памятники вдоль дорог
А+
Распечатать
Фото: shutterstock.com

С точки зрения инициаторов законопроекта, такие памятники-псевдомогильники, отвлекая внимание автомобилистов, служат причиной новых аварий, пишет «Российская газета».

Один из разработчиков проекта нового закона депутат Государственной думы Валерий Селезнев считает, что размещение и установка венков, мемориалов, прочей похоронной атрибутики в границах придорожных полос автомобильных дорог должны быть запрещены.

«Тема болезненная. Понимаю чувства близких, — цитирует его слова издание. — Но ведь в России в дорожно-транспортных происшествиях каждый год гибнут десятки тысяч людей. И многие сочувствующие, в основном это друзья, считают своим долгом отметить место аварии искусственными цветами, похоронными венками, памятниками, импровизированными могилками с оградами. Причем могилы под такими сооружениями нет, это противоречило бы и закону, и нашим традициям. Это могилки-обманки. И все это сооружается вдоль дорог».

По мнению депутата, для поминовения умерших предназначены кладбища. «Горе требует уважения к себе, такта и тишины. Оно не совместимо с шумихой и показухой. У наших народов не было принято выпячивать свою скорбь и горе, навязывать их окружающим», — полагает Валерий Селезнев. Он также считает, что искусственные цветы и венки, прикрепленные к деревьям и фонарным столбам, быстро теряют опрятный вид и перестают выполнять свою функцию — служить символами памяти о погибших.

Инициатива запрета придорожных памятников возникает уже не первый раз. Аналогичные предложения за последнее время обсуждали в законодательных собраниях Татарстана, Ленинградской, Тульской, Тверской, Свердловской и Челябинской областей, Еврейской автономной области, Кабардино-Балкарии. Более того: местные службы дорожного хозяйства во многих регионах страны уже предпринимали рейды по очистке обочин дорог от памятников. Тем не менее, эта традиция продолжает жить.

Историю ее возникновения социологи относят к 1960-м годам. В качестве одной из версий объяснения выдвигается предположение о том, что тогда, с увеличением количества автотранспорта в стране, постепенно начали складываться новые субкультуры — водителей-«дальнобойщиков» и «автостопа». И венки и автомобильные рули на месте гибели автомобилистов и пассажиров стали одним из внешних проявлений этих субкультур.

На сегодняшний день установка памятников на обочинах дорог не регулируется законодательно. Например, правила дорожного движения не содержат никаких норм относительно «элементов похоронного ритуала». А, по неписанному правилу, что не запрещено, то разрешено.

В византийской, в скандинавской и древнерусской культурах места гибели христиан обозначались памятными или поклонными крестами; такие символы назывались мемориями. Традиция кенотафов — пустых гробов, могильных памятников погибшим, чьи тела по каким-то причинам оказываются недоступными для погребения, также известна церковной традиции. Таким образом, выводы о том, что установка «псевдомогильников» является наследием язычества, не совсем верны. В настоящее время, помимо России, придорожные памятные знаки на местах гибели людей распространены во многих странах Европы, причем преимущественно православной традиции — Украины, Белоруссии, Молдавии, Румынии, Греции, Болгарии, Сербии, хотя это явление распространено также и в Польше, Словакии, Литве.

Известны кенотафы многим знаменитостям — деятелям науки и искусства. Классический пример — «захоронение» Моцарта на кладбище святого Марка в Вене. На месте дуэли А.С. Пушкина на Черной речке в Санкт-Петербурге установлена памятная стела. Установлен мемориал на месте гибели Юрия Гагарина под Киржачом во Владимирской области. Памяти Марины Цветаевой посвящены сразу два кенотафа: точное расположение ее могилы на Петропавловском кладбище Елабуги неизвестно, поэтому на той стороне кладбища, где примерно находилась затерявшаяся могила поэтессы, было сооружено гранитное надгробие. Еще один кенотаф расположен в любимом городе М. Цветаевой, Тарусе. В подмосковном Переделкине на кладбище установлен кенотаф режиссеру Андрею Тарковскому — в то время как сам он был погребен на парижском кладбище Сен-Женевьев-де Буа.

С точки зрения формального канонического права подобного рода памятники не запрещены, потому что эти вопросы не регламентируются ни одним общецерковным постановлением. Например, в последнем документе, посвященном теме, — «О христианском погребении усопших» (см. документ в формате Word), принятом Священным синодом Русской православной церкви в мае 2015 года, данный вопрос никак не оговаривается.

5
Пнд
2016