Станьте участником команды «Рублева»

Главная / Новости / Челябинский завод отлил чугунную икону для «Метростроя»

Челябинский завод отлил чугунную икону для «Метростроя»

Чугунная икона великомученицы Варвары, отлитая по заказу ОАО «Метрострой»
А+
Распечатать
Фото: Каслинский завод архитектурно-художественного литья

Каслинский завод архитектурно-художественного литья (Челябинская область) отлил чугунную икону святой великомученицы Варвары по заказу ОАО «Метрострой» города Санкт-Петербурга, сообщает сайт предприятия.

Икона предназначена для вестибюля здания управления компании.

Святая Варвара — христианская великомученица. Считается защитницей от внезапной и насильственной смерти. Под ее покровительством находятся те, кто трудится под землей, в том числе шахтеры и строители метро.

«Завод впервые и в единственном экземпляре отлил икону святой великомученицы Варвары для ОАО «Метрострой». Икона уникальная, повторять ее не планируется, она уже установлена в вестибюле здания «Метростроя». Планируется, что примерно через два месяца ее освятят», — сказала ТАСС представитель завода Лариса Столбикова.

Икона размером 70 на 50 сантиметров и весом 27 килограмм выполнена каслинскими мастерами с применением традиционных технологий формовки, чеканки и покраски и представляет собой чугунный барельеф с тонко моделированным поясным изображением святой великомученицы.

Автор модели — Наталия Куликова (г. Касли). Отмечается, что при создании образа учитывались все требования православного иконографического канона.

Сотрудничество Каслинского завода с петербургскими метростроевцами началось в 2015 году, когда завод создал монументальный ансамбль «Подвигу метростроевцев в годы войны 1941-1945 гг.» для Невской Дубровки под Санкт-Петербургом.

Художественное литье из чугуна. Касли

Чугун издавна применялся на Руси для изготовления пушек, ядер, колоколов. Появление круглой скульптуры кабинетного назначения специалисты относят к 1820-м годам. В 1860 г. началось триумфальное шествие литья завода города Касли по России и европейским странам. С 1880-х гг. известность приобрела художественная продукция другого уральского завода — Кусинского.

Чугунные пепельницы, пресс-папье, статуэтки, шкатулки были очень популярны в ХIХ в. и соперничали с аналогичными изделиями из мрамора, бронзы, серебра. Их размещали в гостиных, кабинетах, библиотеках; дарили и коллекционировали. Фигурное литье из чугуна воспринималось в ХIХ в. как «подобное бронзе», но более дешевое и доступное, что было одним из важнейших факторов популярности этих изделий.

Первые мастера на Каслинский завод переселялись из Центральной России, затем приглашали чеканщиков из Златоуста. Со временем на Каслинском, Кусинском и других заводах сложились целые династии мастеров литейного дела.

На развитие чугунной кабинетной скульптуры большое воздействие оказала французская пластика. Значительное место в ассортименте художественного литья из чугуна занимали работы современных русских скульпторов. Характерными принципами русского искусства второй половины ХIХ в. являлись «реализм, народность, национальность». Они проявились, прежде всего, в выборе сюжетов, в натуралистическом их воплощении.

В художественном чугуне народная тема проявилась в виде разнообразных предметов, статуэток, групп, изображающих сцены крестьянского быта, труда и отдыха: чернильница «Крестьянин на пне», статуэтка «Тройка зимой», пепельница «Горшок»,подчасник «Избушка на курьих ножках», в котором воспроизводились мотивы архитектурной деревянной резьбы.

Широкое распространение в русском чугуне получили многочисленные работы Е. Лансере и А. Обера, иллюстрирующие быт и жизнь народов Российской империи. Одной из самых любимых моделей в Каслях и в Кусе была скульптурная группа Е. Лансере «Джигитовка лезгин».

Особую любовь питали мастера чугунолитейного производства к изделиям анималистического жанра. Фигурные изображения коней, собак, оленей дополняли вазы, коробки, пепельницы, служили самостоятельными украшениями интерьеров. Родоначальником уральской анималистической пластики считается малоизвестный нижнетагильский мастер Ф. Звездин. Его ранняя копийная работа «Бык» в течение долгих лет тиражировалась Каслинским заводом.

Скульптура «Вожатые и кони» П. Клодта в Кузьминском парке в МосквеРешающую роль в становлении анималистического жанра в русской пластике сыграл П. Клодт — создатель знаменитых скульптурных групп укротителей коней, украшающих Петербург, Неаполь, Берлин. Уменьшенные копии этих монументальных произведений, а также другие изделия, изготовленные каслинскими умельцами по моделям П. Клодта, на долгое время стали эталонными образцами чугунолитейного художественного производства. Выпускались в чугуне и произведения известного скульптора-анималиста второй половины ХIХ в., ученика П. Клодта, Н. Либериха. Его работы отличались особым интересом к деталям, к реалиям окружающей среды, тщательной проработкой фактуры.

В Каслях создавали образцы для литья, обучали мастеров формовке, чеканке, приемам тонкостенного литья и собственные скульпторы — М.Д. Канаев и Н.Р. Бах. В Кусе работал мастер Ф.О. Васенин. Традиционно скульптурные группы и статуэтки, наиболее трудоемкие и дорогие изделия чугунного литья, составляли самые обширные разделы каталогов.

На рубеже XIX-ХХ вв. в ассортименте художественного чугуна стали происходить существенные изменения. Практически не расширялся круг сюжетной круглой скульптуры, зато увеличилось производство пепельниц, ваз, подсвечников, коробочек и т. д. В этих небольших, украшенных рельефными и ажурными орнаментами, пластическими изображениями животных, птиц и людей вещах наиболее ярко отразились разнообразные стилистические поиски конца XIX — начала ХХ в.

Отливки, вошедшие в ассортимент чугунолитейных заводов, впоследствии выпускались неоднократно, одни чаще, другие реже. По одному и тому же образцу произведение могли отливать на разных заводах. Часть продукции имела мемориальный характер. Это, прежде всего, медальоны, отливавшиеся по случаю юбилея какого-либо лица или в связи с каким-либо историческим событием.

Выпускались и изделия культового назначения, которых сохранилось мало. Однако известно, что первой половине ХIХ в. иконы из чугуна отливались на многих предприятиях. В собрании Сергиево-Посадского музея имеется икона «Бракосочетание Марии с Иосифом», созданная на одном из уральских заводов в начале прошлого столетия. Отлитая по западноевропейскому образцу, икона характеризуется сложной композицией.

Необычной для более позднего русского чугунного художественного литья является полихромная раскраска иконы. На Каслинском заводе были отлиты медальон «Апостол Иоанн Богослов» и статуэтка «Христос».

Распространены в России были и иностранные отливки культового характера. Из собрания Троице-Сергиева монастыря происходит икона «Несение Креста», выполненная в Берлине в мастерской И.Г.Мюллера.

Массовое производство художественного чугунного литья было прекращено в 1914 году в связи с началом Первой мировой войны. Новый период в его истории начался в 1920-е годы с изготовления произведений с революционной тематикой. В Сергиево-Посадском музее хранится небольшое число экспонатов, созданных в 1930-1950-е годы на Каслинском заводе.

Художественное чугунное литье, прежде всего каслинское, стало объектом музейного собирательства на рубеже XIX-ХХ вв. Коллекция художественного литья из чугуна Сергиево-Посадского музея-заповедника начала формироваться в 1930 году и насчитывает около 200 единиц хранения. Наряду с изделиями знаменитого Каслинского завода в коллекции представлены изделия Кусинского, Нювчимского, Черепетского заводов, образец бытового литья одного из заводов, принадлежавших знаменитым промышленникам Мальцевым.

Святая покровительница шахтеров и горняков

Великомученица Варвара — святая IV века, почитаемая во всем христианском мире. Известна также как святая Варвара Илиопольская.

Отец святой Варвары, Диоскор, был знатным язычником. Варвара была очень красива, и Диоскор запер ее в башне, чтобы скрыть от посторонних глаз. В заточении святая Варвара читала труды языческих философов и пришла к мысли о существовании единого Бога.

Когда Диоскор, желая выдать дочь замуж, разрешил ей выходить из дома, Варвара познакомилась с христианами Илиополя и приняла крещение. Узнав об обращении дочери в христианство, Диоскор передал ее властям, которые преследовали христиан. Варвару жестоко пытали. Правитель города Мартиан разрешил отцу лично судить родную дочь, и отец обезглавил святую Варвару. Диоскор и Мартиан были наказаны свыше: их убило молнией.

Тело святой Варвары забрали христиане. Впоследствии ее мощи перенесли в Константинополь. Часть их в начале XI века отдали в дар Венеции, другая часть попала на Русь и ныне находится во Владимирском соборе Киева.

Официальное почитание шахтерами святой великомученицы Варвары в Русской православной церкви связано с патриархом Московским и всея Руси Алексием II, который благословил шахтеров и всех работников горно-добывающей отрасли обращаться к святой великомученице, как своей покровительнице.

Особым заступничеством горняков святую Варвару наделили благодаря факту из жития. Диоскор преследовал дочь-христианку, и один раз она скрылась от него в горе. Гора расступилась и спрятала Варвару.

В 1995 году святая Варвара также была объявлена небесной покровительницей Ракетных войск стратегического назначения России.

17
Пнд
2018