Станьте участником команды «Рублева»

Главная / Новости / ​Британские социологи: Церковью будущего будет управлять духовенство, не желающее «раскачивать лодку»

​Британские социологи: Церковью будущего будет управлять духовенство, не желающее «раскачивать лодку»

Иллюстрация из англоязычной книги «Жизнь нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа», около 1830 года
А+
Распечатать
Фото: public domain

Церковь будущего может быть «более жестко управляемой» и «менее вдохновляющей», а во главе ее будет находиться духовенство, которое стремится «не раскачивать лодку». Такие выводы сделали авторы исследования, опубликованного недавно в британском журнале “Theology”.

Статья под заголовком «Изменение поведенческих моделей на примере представителей штатного духовенства. Исследование психологических профилей» вышла в июньском номере журнала. 

Ее авторы, профессор Лесли Фрэнсис (Leslie J. Francis) и Грег Смит (Greg Smith) из университета Уорвика (Великобритания) исследовали профили «психологического типа» и «психологического темперамента» 90 помощников викариев, которые были рукоположены в дьяконский сан в Англиканской церкви и Церкви Уэльса в 2009—1010 годах и которые затем были назначены на штатные должности на различных приходах Великобритании.

Ученые также собрали данные относительно 35 женщин — помощников викариев, назначенных в те же годы, однако выборку посчитали недостаточно широкой, чтобы делать на ее основании какие-то научные выводы.


Молодые клирики: меньше интуиции, больше приземленности 

Полученные результаты сопоставили с данными, полученными в ходе аналогичного исследования, проведенного в 2007 году. Тогда ученые проанализировали психологические профили 627 священнослужителей-мужчин и 237 женщин в священном сане.

Помощники викариев оценивались с использованием двух методик — типологии Майерса — Бриггса (англ. Myers-Briggs Type Indicator; системы психологического тестирования, возникшей на базе типологии Юнга в 1940-х годах и получившая широкое распространение в США и Европе) и психологических шкал Френсиса (Francis Psychological Type Scales, FPTS). 

С их помощью исследователи выяснили, откуда люди черпают жизненную энергию — внутри самих себя или в общении с другими (интроверсия — экстраверсия); как они обрабатывают информацию — опираясь на ощущение или интуицию; как они принимают решения — руководствуясь рациональными доводами или чувствами; как они реагируют на внешний мир — оценивают его или постигают.

Основной вывод, который делают ученые: «Нынешнее поколение молодых мужчин-священников гораздо меньше предпочитает интуицию по сравнению с клириками в исследовании 2007 года (42 процента по сравнению с 62 процентами)».

Церковь будущего может быть более управляемой и более консервативной Церковью, но менее вдохновляющей и менее восприимчивой к изменениям.

Из статьи "Changing Patterns in Recruitment to Stipendiary Ministry: A study in psychological profiling". Журнал "Theology", июнь 2018 г.

В исследовании духовенство, предпочитающее руководствоваться интуицией, определяется как те, кто «сосредотачивается на возможностях ситуации, воспринимая смысл и отношения», и кто «фокусируется на общей картине, а не на конкретных фактах и данных». Такие священнослужители «с энтузиазмом следуют своему вдохновению, <…> часто стремятся привнести новаторские изменения в устоявшиеся правила и меньше склонны воспринимать традиции».

Священнослужители, рукоположенные в 2009 и 2010 годах, с большей вероятностью находились в той части спектра, где «чувствительное» начало проявило себя в наименьшей степени. Эти священники, заключают Л. Френсис и Г. Смит, «фокусируются на реалиях ситуации и на конкретных деталях, а не на общей картине. Они имеют тенденцию быть приземленными и материальными. Они часто любят традиционное и общепринятое».

Такие священники, отмечается в статье, «выступают в роли защитников и хранителей традиций, унаследованных из прошлого. Они привносят порядок и стабильность в жизнь своих общин».

На фоне увеличения числа священнослужителей этого психологического типа доля клириков, руководствующихся интуицией, снизилась с 35% в исследовании 2007 года до 19% среди духовенства, рукоположенного в 2009—2010 гг. Исследователи описывают сильные стороны этого психологического типа следующим образом: такие священники настроены идеалистически и романтически, они обладают даром общения, которое способно вдохновить людей, они достигают хороших результатов в пастырском окормлении.


Церковь будущего: более управляемая и более консервативная, но менее вдохновляющая и менее восприимчивая к изменениям

Переход от одного типа психологического темперамента к другому в будущем может иметь важные последствия для Церкви Англии, считают авторы. «Церковь будущего может быть более управляемой и более консервативной Церковью, но менее вдохновляющей и менее восприимчивой к изменениям», — говорится в исследовании.

По мнению ученых, данная проблема обусловлена тенденцией, которая все более заметно проявляет себя, — нынешние церковные руководители собирают вокруг себя единомышленников, которые действуют точно так же, как и они.

Главный вывод, который делают ученые: «В церкви, которая справляется с упадком и делает это, все более и более напрягая свои ресурсы, опора на традиционный темперамент может быть мудрой и осторожной стратегией. Есть лидеры, которые не будут раскачивать лодку и которые будут предлагать чувство безопасности в период оказания паллиативной помощи». 

​За последние три года количество неверующих жителей Англии и Уэльса удвоилось
​За последние три года количество неверующих жителей Англии и Уэльса удвоилось

На каждого вновь крещеного члена Англиканской церкви приходится 12 человек, покинувших свою конфессию.

Подробнее

При этом священнослужители-экстраверты в Церкви вполне могут стимулировать некоторый рост, проповедуя «простое Евангелие бесспорной истины», добавляют они.

Ученые предлагают альтернативный вариант развития. В этом случае, считают они, Церкви следует более трезво оценивать преимущества и недостатки традиционного психологического темперамента и поддерживать другие психологические модели поведения среди духовенства. На практике это возможно через организацию различных самостоятельных социальных служб с широким привлечением мирян.

«В этом случае риск связан с большей открытостью Церкви, но потенциальные выгоды от таких рисков могут быть огромны», — заключают исследователи.


14 ноября 2017
В Британии священники прибивают к дверям соборов листовки в духе Мартина Лютера
4 ноября 2016
Церковь Англии потеряла более ста тысяч верующих за последние десять лет
18 февраля 2016
​Англиканскую церковь в ближайшие 30 лет ждет снижение количества прихожан
Последние новости
​Королевская семья Нидерландов может отказаться от пользования каретой из-за «колониалистских и расистских» изображений на ней

С 1898 года официальный парадный экипаж используется при ежегодном обращении монарха к парламенту страны, а также при бракосочетаниях и других важных церемониях, в которых участвуют члены королевской семьи.

21 сентября 2020
52
Обнародованы новые факты об участии Ватикана в судьбе беглых военнопленных в годы Второй мировой войны

Многих из них укрывали непосредственно на территории города-государства. Банк Ватикана тайно выделял средства для переправки этих людей за границу, а Ватиканское радио посылало в Лондон зашифрованные сообщения о военнопленных.

18 сентября 2020
403
Новости по теме
21
Пнд
2020