Станьте участником команды «Рублева»

Главная / Новости / ​Болгарская церковь выступила против закона о трансплантации органов

​Болгарская церковь выступила против закона о трансплантации органов

Синодальная палата в Софии, Болгария
А+
Распечатать
Фото: Nikolai Karaneschev (CC by 3.0) / Wikimedia

12 декабря на сайте Болгарской православной церкви был опубликован документ «Позиция Священного синода Болгарской православной церкви (Болгарской патриархии) в отношении закона о трансплантации органов, тканей и клеток».

Он появился в ходе широкого резонанса, который вызвал Закон о трансплантации, принятый правительством Болгарии в декабре 2018 года. Если ранее в Болгарии донором мог оказаться только человек, письменно подтвердивший свое согласие на изъятие органов в случае смерти, то с принятием нового закона каждый гражданин считается добровольным донором органов после его смерти, если не заявит об обратном.

В заявлении приводятся различные доводы богословского и этического характера, на основании которых Синод Болгарской церкви формулирует своей отношение к новому закону и, шире, проблеме трансплантации человеческих органов.

«Святая Церковь воспринимает трансплантацию, а также все, что связано со здоровьем человека и его борьбой со смертью, с особым интересом, пониманием и серьезностью. Она полностью осознает масштабы этой проблемы, а также возможности, которые открывает трансплантация, и огромный долг Церкви перед обществом, медициной, реципиентами и потенциальными донорами. В этом случае Церковь желает помочь реципиенту, но призывает не забывать об уважении донора и о том, что не стоит недооценивать его роль», — говорится в преамбуле документа.

Народное собрание Болгарии
​Болгарский патриарх Неофит: практика обмена мнениями между Церковью и властью забыта

Предстоятель Болгарской православной церкви обратился с письмом к председателю Народного собрания Болгарии Цецке Цачевой.

Подробнее

В определении подчеркивается, что Православная церковь благословляет желание человека расширить границы своей земной жизни, потому что в этом желании Церковь видит новые возможности для покаяния, совершения добрых дел, духовного развития и исполнения заповеди «Освящайтесь и будьте святы, ибо Я [Господь, Бог ваш] свят» (Лев. 11:44).

Члены болгарского Синода напоминают верующим, что величайшим даром, данным человеку в его бытии, является свобода. «Свобода — это независимый акт силы воли, данный человеку как духовному существу. Человек имеет божественное право самостоятельно направлять свою волю и принимать или отвергать решения. Все, что влияет на жизнь, смерть и духовный образ человека, подразумевает выражение индивидуальной позиции», — сказано в синодальном документе.

Чудо св. Космы и Дамиана: пересадка ноги больному, художник Хайме Уге, XV век, Испания

Фото: amadalvarez (CC by-sa 3.0)«Болгарская православная церковь воспринимает донорство, а в проекции — пересадку органов как выражение любви и разновидность альтруизма, — подчеркивается в заявлении. — Любить означает бескорыстно и безоговорочно отдавать самого себя, точно так же, как Всемогущий по Своей неизмеримой милости наполнил мир благом для всех — “Благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его” (Пс. 144:9). “Донор” означает “даритель”, [это] собрат, который дарит не просто орган, но жизнь и надежду. Донорство означает осознанное, ненасильственное и свободно принятое решение. Даровать означает проявить любовь и сочувствие».

Вне свободы воли решение никогда не бывает подлинным, напоминают болгарские иерархи: «Согласие — это нерушимый акт личности, выражение ее индивидуального выбора. Без сознательного согласия нет акта пожертвования».

В документе утверждается неизменное учение Церкви о человеке, согласно которому человек является уникальной и уникальной личностью. Это не просто биологическая единица; между его вечной душой и телом существует психофизическая связь. «И хотя жизнь дана человеку так, что он имеет право даже отдать ее своему ближнему как жертву перед Всемилостивым [Богом], человеческая душа и человеческое тело принадлежат только самому человеку и Богу», — сказано в церковном определении.

В документе делается акцент на том, что отсутствие отказа человека на использование органов в качестве донорских не означает автоматически согласие на донорство. Отсутствие отказа, по мнению церковных иерархов, может быть вызвано множеством причин, например, неосведомленностью, отсутствием возможности для свободного волеизъявления, наконец, отсутствием самого акта принятого решения.

Болгарская православная церковь воспринимает донорство, а в проекции — пересадку органов как выражение любви и разновидность альтруизма.

Из документа «Позиция Священного синода Болгарской православной церкви (Болгарской патриархии) в отношении закона о трансплантации органов, тканей и клеток»

В документе выделяются три основных фактора, которые, по мнению членов Священного синода Болгарской церкви, необходимо учитывать при рассмотрении проблемы трансплантации человеческих органов.

Болгарская церковь настаивает на том, что при пересадке органов «целью должно быть добровольное пожертвование от донора, а не продление жизни реципиента любой ценой». С этой точки зрения духовная польза для донора больше, нежели биологическая — для реципиента. 

Затем, при пожертвовании органа обязательно должно присутствовать «сознательное согласие» донора, то есть донор должен осознавать свои действия. В случае, если донор находится в состоянии клинической смерти, и его мозг уже умер, должно быть предварительно засвидетельствованное его согласие на изъятие органов, сделанное свободно и без принуждения. «Донор всегда должен быть дарителем», — подчеркивается в документе.

Болгарская церковь выступила против работы по выходным
​Болгарская церковь выступила против того, чтобы люди работали в выходные и праздники

Иерархи БПЦ считают, что пренебрежение физическим и духовным здоровьем сотрудников, игнорирование их личных и религиозных потребностей нанесет ущерб обществу в целом.

Подробнее

Болгарская церковь заявляет также, что она «принимает пересадку органов только как выражение любви, взаимности или акт самопожертвования, освобождающий от сетей эгоизма. Но она никогда не примет ее, если она является выражением жадности и любви к себе, отчуждая донора от его собственного пожертвования».

Болгарский Синод также заострил свое внимание на процедуре «достоверного и открытого определения причин смерти мозга». По мнению церковных иерархов, установлением факта смерти мозга должна заниматься экспертная комиссия, «которая никоим образом не зависит от групп по трансплантации». При этом решение комиссии должно основываться на актуальных клинических, инструментальных и лабораторных критериях.

«Учитывая все вышесказанное, из этого следует, что пожертвование органов от доноров в случае смерти мозга, а также трезвое и сознательное согласие здорового человека пожертвовать свой орган страдающему человеку, как проявление акта альтруизма и привязанности, согласуются с учением и мнением нашей Церкви», — говорится в документе.

При этом болгарский Синод подчеркивает, что Церковь будет защищать институт донорства от любых возможных нападок, от попыток принудительного установления диагноза или поспешности при констатации смерти мозга, от коммерциализации, любого рода использования донорства органов на основе расовых предпочтений, попыток нарушить порядок ожидания подходящего донора и других злоупотреблений.

В заключении сформулированы условия, при соблюдении которых Болгарская церковь дает свое благословение на пересадку человеческих органов.

Это, во-первых, строгое и регламентированное соблюдение основных биоэтических принципов. Во-вторых, установление факта смерти мозга должно осуществляться по строго определенным клиническим процедурам, с помощью узкоспециализированных инструментальных исследований — ангиографии, МРТ и др. — абсолютно независимой комиссией. 

«В настоящее время законодательство и нормативные акты в Республике Болгарии разрешают диагностировать смерть мозга и без проведения исследований с помощью инструментальных доказательств, которые Церковь не может принять», — оговаривается в определении Синода.

Затем, Болгарская церковь не соглашается с «презумпцией повсеместного согласия на донорство» органов. Она настаивает, что в каждом случае должно присутствовать письменное согласие донора либо его близких, если речь идет об использовании органов или клеток тканей в случае смерти мозга донора.

Кроме этого, болгарские иерархи подчеркивают, что «весь процесс клинической трансплантации должен координироваться и осуществляться хорошо известными национальными центрами трансплантации, которые пользуются доверием общества и обеспечивают, насколько это возможно, реализацию процедуры смерти мозга и общие права доноров, а также самые высокие показатели успешности процедуры пересадки — в интересах реципиента».

«В случае изменения законодательства и закона о трансплантации Болгарская православная церковь — Болгарская патриархия оставляет за собой право изменить свою позицию», — говорится в заключении.

***


Новый болгарский закон о трансплантации предусматривает штрафы от 15 до 25 тысяч евро за нарушение основных положений о донорстве, в частности, за рекламу и объявления о продаже органов. Закон обязывает все медицинские учреждения страны информировать Агентство по трансплантации о наличии потенциальных доноров.

Сегодня в очереди на пересадку сердца, печени или почек в Болгарии находятся 519 человек.


21 ноября 2018
​Болгария может ввести ограничения на деятельность религиозных организаций
26 декабря 2016
​В Болгарии определены праздничные дни для всех религий
29 февраля 2016
​Болгарскую церковь выдвинут кандидатом на Нобелевскую премию мира
Последние новости
​Десять гобеленов «Деяния Апостолов», созданных по эскизам Рафаэля, выставили в Сикстинской капелле впервые за 500 лет

Экспозиция уникальная: увидеть все десять гобеленов одновременно обычно невозможно, их выставляют по очереди в Ватиканской пинакотеке. Выставка продлится всего неделю, с 17 по 23 февраля.

21 февраля 2020
153
Новости по теме
22
Суб
2020