Станьте участником команды «Рублева»

cross
Главная / Новости / ​Богодухновенный живописец. Семнадцать вопросов об Андрее Рублеве

​Богодухновенный живописец. Семнадцать вопросов об Андрее Рублеве

«Троица» св. Андрея Рублева в храме святителя Николая в Толмачах
А+
Распечатать
Фото: rublev.com

***

Главный факт об Андрее Рублеве: документально подтвержденных данных о жизни прославленного русского иконописца сохранилось чрезвычайно мало. Не известны ни точные даты рождения и смерти, ни место рождения и место жительства; нет никаких сведений о родителях, неизвестно, как звали иконописца в миру, до пострига.

При таком дефиците информации у любого, кто заинтересуется личностью Андрея Рублева, возникает множество вопросов. Мы попытались ответить на самые распространенные из них.


1. Откуда взялась фамилия «Рублев»?

Происхождение фамилии, как и многие другие факты из жизни великого иконописца, вызывает споры в среде ученых. По мнению некоторых исследователей, прозвище произошло от слова «рубель» — так назывался инструмент, употреблявшийся для накатки кож.


2. Кто был Андрей Рублев по происхождению?

Существуют предположения о происхождении Андрея Рублева из ремесленного сословия.


3. Где жил Андрей Рублев?

Вероятно, в Московском княжестве: все сохранившиеся работы так или иначе связаны именно с этим уделом. Исключение — росписи во Владимире; но там преподобный Андрей мог работать по приглашению, временно.

Лоно Авраамово, фрагмент


4. Откуда известно, что Андрей Рублев был монахом?

Летописи называют его «чернецом». Сохранившиеся изображения Андрея Рублева также представляют его в монашеском одеянии.


5. Были ли у Андрея Рублева друзья?

Ответить однозначно невозможно. На раннем этапе творчества он работал вместе с Феофаном Греком. Многие свои работы он создавал в сотрудничестве с Даниилом Черным, которого называли «сопостником» Рублева. Среди лиц, с которыми Андрей Рублев был или мог быть знаком, — преподобные Андроник Московский, Никон Радонежский, Савва Сторожевский, Афанасий Высоцкий, московские митрополиты святители Фотий и Киприан, ученый инок Епифаний Премудрый.


6. Сколько сохранилось творений Андрея Рублева?

Вопрос до сих пор вызывает споры в искусствоведческой среде, так как приписать ту или иную икону или фреску кисти Андрея Рублева сегодня можно лишь на основании анализа характера письма — а это не самый надежный, с научной точки зрения, метод. В древней Руси не создавали авторские каталоги икон, и ни в одной из дошедших до нас летописей нет сводного списка творений преподобного Андрея.


С большей или меньшей степенью вероятности кисти Андрея Рублева приписывают следующие работы:

Звенигородский чин: Спаситель, архангел Михаил, апостол Павел. Были написаны для Успенского собора на Городке (Звенигород). Открыты в 1918 году. Хранятся в Третьяковской галерее. Предположительно, весь чин составляли либо 7, либо 9 икон. Авторство документально не подтверждено, но специалисты почти единодушно относят к творениям Андрея Рублева.

Фрески Благовещенского собора в Кремле (1405 г.) не сохранились. Семь икон праздничного ряда (Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Крещение, Преображение, Воскрешение Лазаря, Вход Господень в Иерусалим) приписывают Андрею Рублеву, но мнения экспертов расходятся, т.к. по свидетельствам летописей 21 июня 1547 г. убранство собора уничтожил пожар.

Фрески Успенского собора во Владимире (1408 г.) сохранились частично. Иконостас — предположительно связывают с именем Андрея Рублева. Сохранились 13 икон деисусного чина. Из праздничного ряда, в который изначально входили 25 икон, сохранились лишь пять: Благовещение, Сошествие во ад, Вознесение, Сретение и Крещение. Из пророческого ряда — две: пророки Софония и Захария.

«Троица» из Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. Почиталась как чудотворная, авторство подтверждалось современниками и позднейшими документами.

Фрески Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря, сделанные Андреем Рублевым и Даниилом Черным, не сохранились.

Спасский собор Андроникова монастыря: сохранились лишь небольшие фрагменты орнамента.

Ему приписывают также миниатюры и инициалы Евангелия Хитрово (ок. 1400 г.), а также фрагменты фресок Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря.


7. Где можно увидеть творения Андрея Рублева?

Большая часть из них собрана в Третьяковской галерее в Москве, несколько икон хранятся в Государственном русском музее в Санкт-Петербурге. В Успенском соборе во Владимире можно увидеть сохранившиеся фрески.


8. Почему «Троица» Андрея Рублева считается вершиной древнерусского искусства?

Объяснить это сложно. Но еще в XVI веке на так называемом Стоглавом соборе было признано, что это изображение является эталоном и образцом для всех иконописцев. Многие современные авторы считают рублевскую «Троицу» высочайшим творением не только древнерусского, но и мирового изобразительного искусства. Это памятник всемирного значения.

Икона Святой Троицы


9. Почему Андрей Рублев был причислен к лику святых?

Правила Православной церкви, относящиеся к канонизации новых святых, предполагают несколько условий. «Для причтения угодника Божия к лику местночтимых святых необходимо, чтобы богоугодная жизнь праведника была засвидетельствована даром чудотворения по кончине его и народным почитанием его», — говорится в «Постановлении Священного собора Православной российской церкви о порядке прославления святых к местному почитанию» (21 августа (3 сентября н. ст.) 1918 года). 

Исторические документы не сохранили свидетельств о чудесах по молитвам самому Андрею Рублеву, однако с древности такие случаи происходили от икон, написанных им. «Строгановский иконописный подлинник», свод правил для иконописцев, составленный в конце XVI века, называет Андрея Рублева преподобным: «Преподобный Андрей Радонежский, иконописец, прозванием Рублев, многие святые иконы написал, все чудотворные».

Кроме того, церковное предание сохранило глубокое почитание Андрея Рублева как «богодохновенного», «пресловущего» живописца, чей творческий гений стал отражением высочайшей духовной жизни, молитвенного подвига.


10. Когда и как произошла канонизация Андрея Рублева?

Прославление состоялось на Поместном соборе Русской православной церкви в 1988 году. Заседания собора проходили в Троице-Сергиевой лавре. В первый день работы собора, 6 июня митрополит Крутицкий Ювеналий огласил доклад «Канонизация святых в Русской Православной Церкви». В докладе отмечалось, что прославление Андрей Рублева в лике святых предполагается за «аскетический подвиг и творчество иконописания».

Евангелист Матфей, миниатюра

Члены собора путем голосования утвердили «Деяние освященного Поместного собора Русской православной церкви о канонизации святых», в котором сказано:

«Собор определяет: изволися Духу Святому и нам причислить к лику святых угодников Божиих для всероссийского церковного почитания следующих подвижников христианского благочестия:

<…>

2. Преподобного Андрея Рублева (1360-1-я пол. XV в.), постника и аскета, известного иконописца, создателя многих икон, ныне прославленных по всему миру, всегда почитавшегося в Троице-Сергиевом монастыре местночтимым святым. О преподобном Андрее современники свидетельствовали как о подвижнике святой жизни, обильно проявлявшем христианскую любовь к ближним. О нем преподобный Иосиф Волоцкий говорит как о сподобившемся видения и созерцания невещественного Божественного Света и явившемся по смерти своей облаченным в сияющие ризы своему сподвижнику по иконописанию Даниилу. Через многое иконы преподобного Андрея, особенно через образ «Святой Троицы», ставший совершенным выражением догмата о Триедином Боге после более чем тысячелетнего его осмысления в православной иконографии, христианское благовестие в наши дни распространяется по всему миру».

Андрей Рублев был причислен к лику святых в числе девяти подвижников, прославленных собором, — наряду с блгв. Димитрием Донским, прп. Максимом Греком, свт. Макарием Московским, прп. Паисием Величковским, блж. Ксенией Петербургской, прп. Игнатием (Брянчаниновым), прп. Амвросием Оптинским и свт. Феофаном Затворником.


11. Почему прославление Андрея Рублева произошло лишь в конце XX века, если он почитался с древности?


В средние века Церковь не торопилась с канонизациями новых святых, очень осторожно и аккуратно собирая сведения о подвижниках, почитаемых в народе. Возможно, против Андрея Рублева сыграл и факт крайней скудости сведений о его жизни. Во всяком случае, на так называемых Макарьевских соборах 1547 и 1549 годов, когда были прославлены более двух десятков святых, его имя не прозвучало.

А затем, в XVII и особенно в XVIII веках, когда в русском православии усилилось секулярное влияние, в том числе и в церковном искусстве, имя Андрея Рублева, как и его работы, были почти забыты. Только у старообрядцев почитание Андрея Рублева не прерывалось в силу их бережного отношения к дониконовской церковной традиции.

Андрей Рублев занял подобающее ему место в истории Русской церкви и русского изобразительного искусства лишь в начале XX века, когда были начаты работы по раскрытию и реставрации икон его письма.

Лоно Авраамово


12. Почему для праздника в честь Андрея Рублева был выбран день 17 июля?

День почитания прп. Андрея — 17 июля (4 июля ст. ст.) — не имеет отражения в жизнеописании святого. В этот день с древних времен отмечалась память преподобного Андрея Критского, в честь которого, возможно, был пострижен в монашество Андрей Рублев. 

Позднее были установлены еще две даты празднования — в соборах Радонежских святых (19 июля) и в соборе Московских святых (в воскресенье перед 8 сентября).


13. Сохранились ли мощи Андрей Рублева?

В 1992 году в Спасо-Андрониковом монастыре были обнаружены останки, которые впоследствии предположительно отнесли к Андрею Рублеву. В 2006 году в Московскую патриархию были переданы документы с данными исследований этих и других останков, найденных на территории монастыря. Несмотря на некоторые косвенные признаки, однозначного вывода сделано не было. На сегодняшний день вопрос о мощах преподобного Андрея Рублева остается открытым. 


14. Есть ли храмы, посвященные Андрею Рублеву?

Да, таких храмов в одной Москве — два: действующий в Раменках и строящийся — на ул. Верхняя Масловка; еще один возведен в г. Электросталь Московской области. Храмы в честь прп. Андрей Рублева есть в Братске (Иркутская область), Набережных Челнах (Татарстан), Ленинске (Волгоградская область), в Покровско-Васильевском мужском монастыре в г. Павлов Посад (Московская область). 

Церковь в честь прп. Андрея Рублева есть во Франции, она возведена в г. Сильванес еще в 1993—1994 годах и находится в юрисдикции РПЦЗ.


15. Как еще увековечено имя Андрея Рублева?

В Спасо-Андрониковом монастыре с 1947 года разместился Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.

Перед Андрониковым монастырем в сквере установлен памятник святому иконописцу. Еще один памятник есть во Владимире. 


16. Существует ли какая-то награда или премия для иконописцев, носящая имя Андрея Рублева?

В Русской православной церкви есть орден преподобного Андрея Рублева трех степеней и медаль преподобного Андрея Рублева — двух степеней. Награда учреждена в 2001 году. 

Орден преподобного Андрея Рублева

Ею награждаются как духовные, так и светские лица — за заслуги в области иконописи, а также восстановления, благоукрашения храмов, часовен и монастырей, за научные исследования и педагогическую работу в области иконописи и церковной археологии, за издательскую деятельность, связанную с иконописью и церковной архитектурой, за работу по охране и возвращению утерянных предметов церковного искусства.

В иерархии российских церковных наград орден Андрея Рублева — самый младший. 

Орден I степени изготавливается из мельхиора с позолотой и холодной эмали.

Медаль — награда меньшего статуса, чем орден.

На практике орден преподобного Андрея Рублева вручается нечасто. Первый орден Преподобного Андрея Рублева I степени был вручен в 2002 году митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Владимиру (Котлярову; ныне пребывает на покое) за выдающийся вклад в восстановление, реставрацию и благоукрашение храмов Петербурга и епархии, а также в связи с 40-летием архиерейского служения. 


17. Насколько правдив образ Андрея Рублева в одноименном фильме А. Тарковского?

Судить об этом сложно. Как уже говорилось, достоверных сведений о жизни святого иконописца почти не сохранилось. Плюс — любое художественное произведение подразумевает определенный вымысел.

Фильм в свое время жестко критиковал А.И. Солженицын. Он считал, что подход к теме режиссера был примитивным и неглубоким, и с этой точки зрения — характерным для понимания православия, присущего творческой, интеллигентской среде того времени. 

Иллюстрацией может послужить отрывок из воспоминаний Валерия Сергеева — одного из старейших сотрудников Музея имени Андрея Рублева, автора книги «Андрей Рублев» из серии «Жизнь замечательных людей», вышедшей еще в 1981 году и неоднократно переизданной впоследствии:

«Осенью далекого теперь 1964 года довелось мне вместе со съемочной группой фильма «Андрей Рублев» принять участие в поездке в Ферапонтов монастырь. Сам я никакого отношения к этому фильму не имел — cо стороны искусствоведческой его консультантом считался вездесущий Савелий Ямщиков (к концу своих дней он стал почему-то именоваться Саввой). 

Как-то во время одного из веселых дружеских застолий в Кириллове — в нем принимали участие остроумец Савелий-Савва и милейшие люди — великий кинооператор нашего времени, недавно скончавшийся Вадим Иванович Юсов, один из художников фильма Женя Черняев и Андрей Арсеньевич Тарковский, — дернуло меня высказаться по поводу некоторых фактических несообразностей уже знакомого мне сценария Михалкова-Кончаловского (мои замечания в целом совпадали с будущими солженицынскими). 

На эту критику Тарковский, обычно почти ничего не пивший, но немного выпив, впадавший в задор и откровенности, решительно заявил следующее: «Рублев — это вообще «пустое место» (так и выразился, пояснив, что о нем никто и ничего, якобы, не знает). «Мой фильм, — продолжил он, — не о Рублеве, но о судьбе таланта в России вообще и, если хотите, о моей собственной — он Андрей и я Андрей», — более чем откровенно обозначил свое сомнительное авторское кредо знаменитый к тому времени кинорежиссер».

11
Вск
2016