
Епископ Владикавказский и Аланский Леонид утвердил новый режим доступа внутрь Нузальской церкви-часовни — памятника архитектуры XIII — начала XIV вв., расположенного в селении Нузал Алагирского района Северной Осетии.
Об этом сообщает сайт Владикавказской епархии.
В распоряжении архиерея говорится, что «ввиду ее нынешнего технического состояния» доступ в Нузальскую церковь ограничивается и «осуществляется по письменному либо устному распоряжению вышестоящего руководства» — представителей Владикавказской епархии.
Новый режим посещения часовни-памятника предусматривает обязательную регистрацию в журнале посещаемости объекта. При этом в распоряжении подчеркивается, что «количество одновременно находящихся в часовне посетителей не может быть более пяти человек», а находиться внутри часовни они могут лишь в сопровождении хранителя памятника.
У хранителя будет находиться один комплект ключей от часовни, в то время как второй комплект будет храниться у руководства епархии в опечатанном виде.
Количество одновременно находящихся в часовне посетителей не может быть более пяти человек. <…> Ключи от часовни находятся у хранителя, второй экземпляр ключей в опечатанном виде — у руководства Владикавказской епархии.
Особое внимание в распоряжении уделяется процессу уборки внутри часовни. В процессе уборки, сказано в документе, хранитель должен соблюдать «предельную осторожность в отношении настенной живописи».
«Стены разрешается обеспыливать только в присутствии специалистов-реставраторов и применять при этом специальные средства», — говорится в распоряжении епископа.
Нузальская часовня
Часовня, или церковь в Нузале была построена в конце XIII — начале XIV вв. Историки расходились в оценках времени возведения часовни. Ее датировали и V, и X, и XII—XIII веками.
Церковь уникальна тем, что это один из трех раннесредневековых храмов Северного Кавказа, в котором сохранились фресковые росписи, причем состояние фресок в Нузальской часовне — наилучшее по сравнению с двумя остальными храмами — в Зруге и Тли.
Размеры постройки — 5,50 м на 3,30 м, высота составляет 4,70 м. Часовня не имеет обычных признаков, присущих канонической церковной архитектуре — таких, как апсида с восточной стороны или строгая ориентация здания по странам света. В архитектуре Нузальской часовни сильно влияние местного и самобытного горского зодчества, она похожа на обычный осетинский двускатный склеп — «заппадз». Подобные склепы встречаются почти у каждого горного осетинского селения.
Ученые неоднократно изучали уникальные росписи часовни. Некоторые изображения не вызывали вопросов: Дева Мария и архангел Михаил на боковой стене или монументальное изображение Христа с греческой монограммой IС ХС на стене алтаря.
Относительно других сюжетов и изображенных на фресках лиц выдвигались различные версии. Искусствоведы предполагали, что всадник, стреляющий из лука в оленя, — это либо сцена из жития св. Евстафия Плакиды, либо портрет Давида Сослана — исторической личности, осетинского царевича и мужа царицы Тамары, либо изображение легендарного осетинского героя Ос-Багатара.
Сенсационная находка
В 1946 году археолог Е. Г. Пчелина обнаружила под полом часовни древнее погребение. У западной стены на небольшой глубине залегал каменный ящик. Внутри оказался скелет мужчины.
По мнению Е. Г. Пчелиной, скелет принадлежал Давиду Сослану. Однако многие ученые считают, что отождествление погребенного в Нузальской часовне с Давидом Сосланом нельзя считать доказанным.
До 2015 года Нугзальская часовня была филиалом Национального музея Республики Северная Осетия — Алания. В 2015 году музей передал ее в ведение Владикавказской епархии.