Станьте участником команды «Рублева»

cross
Поздравляем Святейшего Патриарха Кирилла с 70-летием!
Главная / Новости / ​Архиепископа Серафима (Соболева) могут причислить к лику святых

​Архиепископа Серафима (Соболева) могут причислить к лику святых

Портрет архиепископа Серафима в крипте, где покоятся его останки
А+
Распечатать
Фото: Игорь Коновалов

3—4 декабря 2015 года в Софии состоялось заседание совместной комиссии Русской и Болгарской православных церквей по вопросу канонизации архиепископа Богучарского Серафима (Соболева, 1881—1950), иерарха Русской православной церкви, долгие годы вплоть до своей кончины жившего в Болгарии и широко почитаемого болгарскими православными верующими, сообщает официальный сайт Отдела внешних церковных связей. 

Комиссия была учреждена в соответствии с решениями Священного синода Русской православной церкви от 22 октября 2015 года и Священного синода Болгарской православной церкви от 25 сентября 2015 года. 

В результате проведенного обсуждения члены комиссии единогласно утвердили, что не существует препятствий для прославления архиепископа Богучарского Серафима (Соболева) в лике святых.

Резолюция совместной комиссии Русской и Болгарской православных церквей по вопросу канонизации архиепископа Богучарского Серафима (Соболева; 1881—1950), 4 декабря 2015 г.

Со стороны Русской православной церкви в ее работе приняли участие председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион, председатель Синодальной комиссии по канонизации святых епископ Троицкий Панкратий, настоятель подворья Русской православной церкви в Софии архимандрит Филипп (Васильцев), ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев, секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, доцент ПСТГУ А.А. Кострюков.

Болгарскую православную церковь в комиссии представляли митрополит Варненский и Великопреславский Иоанн, викарий Пловдивской митрополии епископ Знепольский Арсений, протоиерей Теодор Стойчев, профессор богословского факультета Софийского университета П. Павлов, доцент богословского факультета Шуменского университета С. Стефанов, доцент Великотырновского университета М. Стоядинов.

Перед началом заседания была совершена заупокойная лития на гробнице архиепископа Серафима в крипте храма святителя Николая — подворья Русской православной церкви в Софии. Членов совместной комиссии принял Святейший патриарх Болгарский Неофит.

На заседании были заслушаны доклады о жизненном пути архиепископа Серафима, его церковной деятельности, богословских трудах и народном почитании иерарха в Болгарии и в России, а также об истории изучения возможности его канонизации в Русской православной церкви и результатах этого исследования.


Жизненный путь архиепископа Серафима (Соболева)

Будущий архиепископ Серафим (в миру Николай Борисович Соболев) родился 1 декабря 1881 года в Рязани. 

Для матери будущего архиерея роды оказались сложными. В какой-то момент врачи приняли решение: ради спасения жизни роженицы провести операцию, которая заключалась в извлечении младенца по частям. Убийства ребенка женщина не допустила. Спустя ночь мучений роженицы, 1 декабря 1881, младенец появился на свет — без всякой посторонней помощи. 

Младенец был назван Николаем, в честь свт. Николая, Мир Ликийских чудотворца. 


Годы учебы

В 1904 году, по окончании Рязанской духовной семинарии, Николай Соболев поступил в Петербургскую духовную академию. 

В годы обучения в Петербурге Николай Соболев несколько раз посещал о. Иоанна Кронштадтского. Особенно знаменательной оказалась последняя встреча весной 1907 года, на богослужении о. Иоанна в Андреевском Кронштадтском соборе. Будущий архиерей присутствовал там со своим товарищем по академии Виктором Раевым. 

В своих воспоминаниях об этом посещении иерарх рассказывал: «Прощаясь с нами, о. Иоанн сначала благословил Витю Раева, а затем меня. Витя, обойдя Престол, направился уже к арке для выхода в центральный алтарь, а я подошел к Горнему месту за Престолом алтаря. Вдруг о. Иоанн как молния бросился ко мне. Я остановился на Горнем месте. Батюшка возложил на мою голову крестообразно руки, поднял очи свои к небу и трогательным голосом произнес: “Да почиет над Вами благословение Божие”. Я тут же почувствовал, будто огненная искра ниспала на мою голову и прошла до пят». 


Монашеский постриг и хиротония

26 января 1908 года епископом Ямбургским Сергием (Тихомировым) Николай Соболев было пострижен в монашество с именем Серафим в честь преподобного Серафима Саровского, а 18 марта 1908 года рукоположен во иеромонаха. В 1911 году определен на должность инспектора Костромской семинарии.

С 1912 по 1919 гг. иеромонах Серафим служил ректором Воронежской духовной семинарии, его возвели в сан архимандрита. За эти годы Воронежская семинария стала одной из лучших духовных школ Российской империи. 

1 октября 1920 г. в Симферополе митрополит Киевский Антоний (Храповицкий) возглавил хиротонию иеромонаха Серафима во епископа Лубенского, викария Полтавской епархии.



Портрет архиепископа Серафима в крипте, где покоятся его останки

Фото: Игорь Коновалов

Жизнь и служение в эмиграции

14 ноября 1920 года, во время «Русского Исхода» на комендантском теплоходе «Херсонес» епископ Серафим вместе с комендантом Севастополя генералом Николаем Стоговым эмигрировал в Константинополь. 

В 1921 году он переехал в Болгарию, где по благословению святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси, стал управляющим русскими православными приходами и обителями с титулом епископа Богучарского.

В 1934 году председателем Архиерейского синода митрополитом Антонием (Храповицким) епископ Серафим был возведен в сан архиепископа.


Служение в Болгарии

В Болгарии в тяжелые 20-40-е годы XX века архиепископ Серафим заботился не только о церковной жизни русских эмигрантов, но и активно способствовал нормализации канонического положения Болгарской православной церкви, которая с 1872 г. из-за раскола с Константинопольским патриархатом находилась в состоянии изоляции от остального православного мира. 

Для изменения ситуации владыка обращался к священноначалию Поместных православных церквей с соответствующими докладами. От Русского заграничного церковного Синода он даже получил разрешение войти в молитвенное общение с болгарскими священнослужителями. 

Во многом благодаря именно его усилиям в феврале 1945 г. специальным томосом Константинопольского патриарха схизма с Болгарской церкви была снята.


Взаимоотношения с РПЦЗ

Имени архиепископа Серафима не было в числе восьми иерархов РПЦЗ, подвергнутых указом заместителя патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) и при нем Патриаршего Священного синода «О Карловацкой группе» от 22 июня 1934 года №50 церковным прещениям.

По имеющимся сегодня сведениям, связь архиеп. Серафима (Соболева) с Карловацкой юрисдикцией носила характер внешней необходимости. Об этом говорит, и в частности, один из документов 1929 г., в котором митрополит Литовский и Виленский Елевферий (Богоявленский) сообщает, что имеется «исчерпывающий труд, посвященный исследованию иосифлянского раскола, автором коего является проживавший в Болгарии бывший Богучарский епископ Серафим (Соболев)». 

Это свидетельствует о твердых канонических убеждениях владыки Серафима и о том, что он рассматривал свое пребывание в юрисдикции Русской зарубежной церкви лишь как временное и вынужденное исключительными политическими обстоятельствами.

В 1930-е годы иерарх поддерживал отношения с митрополитом Литовским Елевферием (Богоявленским) и архиепископом Вениамином (Федченковым), пребывавшими в юрисдикции Московского патриархата.


Никольский храм в Софии, где похоронен архиепископ Серафим (Соболев)

Фото: Игорь Коновалов


В 1935 году архиепископ Серафим дал детальную богословскую оценку «имябожнического» учения (имяславия) в своей работе против софиологии Владимира Соловьева, Сергия Булгакова и Павла Флоренского.

В августе 1938 года на II Всезарубежном церковном соборе в Сремских Карловцах он представил доклад об экуменическом движении, в котором обосновывал недопустимость участия в нем Православной церкви.

В 1943 г. архиепископ Серафим (Соболев) резко разошелся с митрополитом Анастасием (Грибановским) и большинством зарубежного епископата, отказавшись участвовать в «Архиерейском совещании иерархов Православной Русской Церкви Заграницей» в Вене 21-26 октября 1943 года, которым руководили власти фашистской Германии. Это было окончательное размежевание владыки Серафима с радикальной церковной эмиграцией. Под влиянием архиепископа Серафима Болгарская православная церковь отвергла Венский собор. Она заявила о признании избранного в Москве Святейшего патриарха Сергия. 


Служение в годы Великой отечественной войны

Владыка Серафим был одним из немногих, кто категорически отверг позицию Первоиерарха Зарубежной церкви митрополита Анастасия (Грибановского) и его Синода, призывавших русских эмигрантов вступать в армию Гитлера для освобождения России от большевистского ига. 

Управляющий русскими православными приходами в Болгарии не благословил русских эмигрантов в этой стране на вступление в воинские части германской армии, он не служил молебнов о победе Германии. 

Синод Болгарской православной церкви, занимавший антигерманскую позицию, работая в тесном общении с архиепископом Серафимом, стал оказывать значительную материальную помощь верующим российских приходов, оказавшихся в зоне оккупации. Православные болгары в эти тяжелые годы предприняли и еще одно благое дело — издали большим тиражом необходимую богослужебную литературу для Русской церкви.


Переход в Московский патриархат

В апреле 1945 года архиепископ Серафим лично обратился к патриарху Московскому и всея Руси Алексию I (Симанскому), заявив о своем желании принять юрисдикцию Московского патриархата. Иерарх просил Предстоятеля оставить его патриаршим представителем в Болгарии, так как он «сроднился со своею паствою, со своими духовными детьми, не только русскими, но и болгарами».

30 октября 1945 года вместе с семью русскими приходами в Болгарии архиеп. Серафим был принят в юрисдикцию Московского патриархата.

В 1946 году принял советское гражданство.

В том же году, во время визита патриарха Алексия I в Болгарию, приветствуя от лица русских верующих предстоятеля Русской церкви в кафедральном Александро-Невском соборе города Софии, иерарх сказал: «Двадцать пять лет мы были в разобщении с Матерью нашей — Церковью Российской. Но это разобщение было чисто внешним явлением, ибо в сердцах наших было полное единение с вами, со всеми братьями нашей Родины... С нами было то, что наблюдается на поверхности и в глубине океана. На поверхности его от внешних и случайных причин бывают различные течения, а в глубине океана идет всегда и неизменно одно течение. Так и в глубине нашего существа, в глубине наших сердец было и есть одно неизменное стремление к Матери нашей Церкви».

За годы своей жизни архиепископ Серафим создал большое количество богословских трудов, в которых призывал к любви, всепрощению, предупреждал об опасности отхода от истинной веры и губительности раскола. 

В конце декабря 1946 года правительство СССР передало в ведение архиепископа Серафима бывшую посольскую церковь Николая Чудотворца в Софии.

Двадцать пять лет мы были в разобщении с Матерью нашей — Церковью Российской. Но это разобщение было чисто внешним явлением, ибо в сердцах наших было полное единение с вами, со всеми братьями нашей Родины. <...> В глубине наших сердец было и есть одно неизменное стремление к Матери нашей Церкви.

Архиепископ Серафим (Соболев). Приветственное слово в адрес Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия I. София, 1946 г.

В июле-августе 1948 года архиепископ Серафим находился в Москве, куда был приглашен для участия в Совещании глав и представителей автокефальных Православных церквей. 

Скончался архиепископ Серафим (Соболев) 26 февраля 1950 года в Софии. На отпевание пришли все синодальные архиереи Болгарской церкви, сонм епископов, архимандритов и священников. Иерарх был погребен в крипте под алтарем Никольского храма. 

Сегодня к усыпальнице архиепископа Серафима верующие приносят записки с просьбами об устроении жизни. Совет «писать ему письма» после кончины иерарх дал в утешение своим ученикам еще при жизни.


Судьба Никольского храма в Софии

После смерти архиепископа Серафима (Соболева), в 1950 году духовенство Болгарской православной церкви выразило недовольство фактом наличия русского благочиния на своей территории. Священный синод пошел на встречу и принял решение о передаче семи приходов, находившихся под управлением Московской патриархии, под пастырскую заботу Болгарской церкви. 

В подчинении патриарха Московского и всея Руси остался только Свято-Николаевский храм в Софии, получивший статус храма-подворья Русской православной церкви. 


Болгары пишут записочки архиепископу Серафиму

Фото: Игорь Коновалов

Вопрос о канонизации

Еще при жизни архиепископ Серафим считался прозорливцем. После кончины архиерея верующие стали свидетельствовать о чудесах, происходивших по молитвам к нему. Архиепископа Серафима широко почитают в Болгарии. Болгарские христиане уже сейчас пишут его иконы и составляют ему службы.

В феврале 2002 года архиепископ Серафим (Соболев) был канонизирован неканонической Старостильной православной церковью Болгарии, в то время находившейся в общении с РПЦЗ.

Вопрос о канонизации неоднократно поднимался в Болгарской православной церкви. 

В августе 2013 года на официальных сайтах Русской и Болгарской православных церквей появилась сообщение о сборе свидетельств о благодатной помощи архиепископа Серафима (Соболева) для передачи в Синодальную комиссию по канонизации святых.

Большую работу по подготовке материалов, представленных на рассмотрение комиссии Священного синода Русской православной церкви, провел назначенный в 2011 году настоятелем русского подворья в Софии архимандрит Филипп (Васильцев). 

Стремление канонизировать архиепископа Серафима поддержал патриарх Болгарский Неофит.


Препятствий для канонизации архиепископа Серафима (Соболева) нет

По итогам работы сопредседателями комиссии митрополитом Волоколамским Иларионом и митрополитом Варненским и Великопреславским Иоанном был подписан документ, который будет представлен на рассмотрение Священных синодов Русской и Болгарской православных церквей. 

В резолюции, опубликованной на официальном сайте Болгарской православной церкви, в частности, сказано: «В результате проведенного обсуждения члены комиссии единогласно утвердили, что не существует препятствий для прославления архиепископа Богучарского Серафима (Соболева) в лике святых». 

Митрополит Иларион уточнил, что заседание Синода РПЦ ожидается 24 декабря, а окончательное решение о канонизации архиепископа Серафима может быть принято на Архиерейском соборе Русской православной церкви, который пройдет в Москве 2—3 февраля 2016 года, сообщает ТАСС.

7 декабря 2015
​Болгарская церковь может лишиться права собственности на Александро-Невский собор в Софии
7 октября 2015
​Русская церковь может канонизировать врача семьи Романовых
27 августа 2015
​Болгарский храм в Москве построят в 2016 году
2
Птн
2016