Археологи нашли доказательства того, что исход евреев из Египта — исторический факт

Археологи нашли доказательства того, что исход евреев из Египта — исторический факт
Фото: CC0 License

В течение столетий библейский текст тщательно изучали, однако все попытки исторической реконструкции остаются неокончательными и часто несовместимы во множестве деталей.

Израильские археологи обнаружили лагерь кочевников, располагавшийся в местечке Хирбет эль-Мастара в нескольких километрах от Иерихона (Израиль), сообщает РИА Новости.

Специалисты раскопали остатки кирпичной кладки, выяснив, что это фрагмент не жилого строения, а специального загона округлой формы, защищавшего скот от холода. В древности подобные сооружения были широко распространены на Ближнем Востоке. Кроме того, на кирпичах сохранились следы навоза.

«Поскольку этот район никогда не был густозаселенным, скорее всего, здесь на некоторое время останавливались кочевники», — цитирует агентство профессора Давида Бен-Шломо из Ариэльского университета.

Площадь этих загонов — примерно 70 на 50 метров, и это, уверены ученые, лишь небольшая часть стоянки. Значит, как полагают археологи, число жителей лагеря было весьма велико. Предварительный анализ возраста находок позволил исследователям сделать сенсационное предположение.

«Возможно, это были древние израильтяне. Но мы это еще не доказали», — добавил Бен-Шломо.

Для доказательства археологам предстоит расширить зону поиска. Они хотят провести раскопки в местечке Уя эль-Фока, неподалеку от Хирбет эль-Мастары. С одной стороны, ученые не уверены, что найдут какие-либо ценные артефакты, ведь кочевники почти не использовали предметы из глины или камня. С другой стороны, область эта засушливая, такой климат хорошо «консервирует» любые вещи.

Маршрут исхода

Согласно Библии, исход евреев из Египта, где они жили 430 лет, возглавил Моисей. Спустя три месяца после перехода «через Чермное море» (Красное море) они достигли горы Синай, где Бог даровал своему избранному народу скрижали с заповедями. Там евреи прожили год и там же была произведена перепись мужчин «от двадцати лет и cтарше, всех годных для войны»: их оказалось свыше 600 тысяч. А конечной целью исхода был Ханаан — Земля обетованная.

Старинная карта с изображением маршрута исхода

Фото: Internet Archive Book Images Но эту землю тогда занимал другой народ — хананеи. Израильтяне, согласно Писанию, сомневались, что смогут победить их, несмотря на все Божии знамения. За это Бог наказал их: «Сыны ваши будут кочевать в пустыне сорок лет и будут нести (наказание) за блудодейство ваше, доколе не погибнут все тела ваши в пустыне» (Чис. 14:33)

Лишь следующее поколение смогло войти в Ханаан и начать его завоевание. Библия указывает маршрут израильтян. Они прошли восточную часть плато Моав, обогнув Мертвое море с востока, по территории современной Иордании. Затем достигли «степей Моавитских у Иордана, против Иерихона». Именно там археологи нашли остатки большого лагеря.

Историчность исхода

По словам религиоведа Ильи Вевюрко, те, кто признает исход историческим событием, обычно датируют его между XV и XIII веками до нашей эры.

В пользу этой датировки — короткое упоминание о строительстве Соломоном храма в Иерусалиме в ветхозаветной Третьей книге Царств: «В 480 году по исшествии сынов Израилевых из земли Египетской, в четвертый год царствования Соломонова над Израилем, в месяц Зиф, который есть второй месяц, начал он строить храм Господу» (3 Царств. 6:1).

А по косвенным данным, Иерусалимский храм построили в 950 году до нашей эры. Следовательно, согласно этой версии, исход произошел в 1446 году до нашей эры.

Но ученые полагают, что можно пойти и другим путем — оттолкнувшись не от библейских, а от египетских источников. В повествовании об исходе описаны «десять казней египетских» — катаклизмов, посланных Богом на эту страну, чтобы убедить фараона отпустить евреев. В том числе упоминаются «превращение реки в кровь» и «тьма египетская».

О «наказании кровью» говорится в «Хрониках Ипу-Вер», датируемых примерно 2050 годом до нашей эры. «Почему же река (Нил) — кровь? Если кто-то пьет его, тот отвергает (его) как человек и жаждет воды», — пишет летописец.

А о затмении идет речь в «Пророчествах Нефер-Роху», написанных в период между 2040-м и 1650 годом до нашей эры: «Солнечный диск перестанет сиять и люди ничего не будут видеть, и никто не узнает, когда наступит полдень».

Археологи, обнаружившие лагерь в Хирбет эль-Мастара, надеются, что это поможет определить более-менее точную дату описанного в Библии события. Они уже отправили на радиоуглеродный анализ образцы кирпичей и почвы.

Загадка тела Моисея

Еще одним белым пятном в истории исхода евреев из Египта остается судьба тела Моисея. Согласно Библии, Господь наказал его за отсутствие терпения и гнев: предводитель еврейского народа лишь увидел Землю обетованную, но не ступил на нее. И произошло это перед его смертью на горе Нево, откуда открывается величественный вид на Иорданскую долину.

«Погребен на долине в земле Моавитской против Беф-Фегора, и никто не знает (места) погребения его даже до сего дня» — сказано в Библии (Втор. 34:6).

Смерть Моисея, фреска итальянского живописца Луки Синьорелли в Сикстинской капелле

Археолог Рустом Мджян объяснил агентству: «Согласно преданию, Моисей завещал оставить место своего погребения в строжайшей тайне. Дело в том, что некоторые из израильтян были озлоблены или обижены на него, поэтому кто-то мог осквернить его тело».

Исследователи неоднократно пытались найти его могилу как на самой горе Нево, так и в упомянутой «долине в земле Моавитской». Однако все попытки не увенчались успехом.

Тем не менее Рустом Мджян уверен, что Библия — хорошая подсказка для археологов, пытающихся найти подтверждение истории исхода из Египта.

Библеист Андрей Десницкий призывает рассматривать это событие с двух сторон. Потому что «убедительных археологических доказательств историчности исхода пока еще нет»: «Говорить об исходе можно в двух ключах: как Библия это все описывает и что подтверждается археологически. Это будут два совершенно разных рассказа, нельзя их взять и смешать. Например, в Киево-Печерской лавре есть мощи Ильи Муромца, и есть сказание об Илье Муромце. Вполне вероятно, что это одно и то же лицо, но надо изучать либо его тело, либо былины. Это два разных подхода».

Изложение событий в Пятикнижии

Согласно Библии, пастушеский род Иакова — прародителя евреев, вследствие голода покинул Ханаан и переселился в Египет, обосновавшись в земле Гесем, (Быт. 46:6) благодаря тому, что его сын Иосиф стал советником фараона и породнился с местной аристократией.

С течением времени численность израильтян значительно возросла (Исх. 1:7), превысив численность египтян. Новый фараон, который не знал Иосифа, опасаясь военных столкновений с израильтянами, повелел изнурять израильтян тяжелыми работами, чтобы сдержать рост их численности (Исх. 1:10-11).

Когда фараон увидел, что принятые им меры не в состоянии ослабить молодой народ, он приказал убивать родившихся мальчиков из племени израильтян (Исх. 1:15-22).

В это время родился будущий вождь и освободитель еврейского народа Моисей. Его мать Иохаведа (Йохевед), чтобы спасти его от убийства, положила трехмесячного сына в просмоленную корзину и пустила по водам Нила под присмотром своей дочери. Младенца нашла дочь фараона и взяла в свой дом.

Моисей вырос и однажды, когда он пас стадо у горы, ему явился Бог в горящем, но несгорающем кустарнике и повелел вернуться в Египет, чтобы вывести израильтян из рабства и переселиться в Ханаан, как было обещано праотцам.

В возрасте 80 лет Моисей возвращается в Египет и требует у фараона отпустить израильтян, но фараон отказывается. Тогда Бог насылает на Египет десять бедствий (Десять казней египетских). Только после десятой казни, в результате которой умерли все перворожденные дети египтян и перворожденный скот, фараон настаивает, чтобы израильтяне покинули Египет. Согласно Исходу десять бедствий не затронули израильтян. В случае последней казни ангел смерти «миновал» дома евреев, которые были отмечены кровью жертвенного агнца.

Собрав у египтян ценные вещи (Исх. 11:2-3), израильтяне в числе 600 тысяч мужчин и членов их семей покинули Египет. Тем временем фараон изменил свое решение и с армией погнался за израильтянами, рассчитывая вновь их поработить. Армия фараона настигла евреев у Красного моря. По воле Бога воды моря расступились, и израильтяне прошли по дну, после чего воды сомкнулись, уничтожив армию египтян, которые попытались преследовать их. (Исх. 14:28).

Выход евреев из Красного моря и гибель египтян, фреска Козимо Росселли, XVI век

Через три месяца перехода по пустыне израильтяне достигли горы Синай (Исх. 19:11). Здесь израильтяне стали свидетелями Божественного явления, а Моисей на вершине горы получил от Бога десять заповедей. У горы также был заключен завет между Богом и израильтянами. Там же по воле Бога была сооружена Скиния (походный Храм), мужчины из колена Левия (левиты) были назначены священниками. Брат Моисея Аарон стал первосвященником.

В течение года израильтяне жили у горы Синай (Чис. 1:1). В этот период произвели перепись, согласно которой среди израильтян насчитывалось 603 550 способных воевать мужчин (Чис. 1:46).

От Синая израильтяне направились в Ханаан через пустыню Фаран (Чис. 13:1). Достигнув границ Ханаана, они направили в обещанную землю 12 разведчиков. Десять из них, вернувшись, высказали сомнения в возможности завоевания Ханаана. Народ, усомнившись в обещании Бога обеспечить победу над хананеями, начал роптать. За это Бог обрек евреев сорок лет скитаться в пустыне, чтобы за это время умерли все, кто на этот момент был старше 20 лет (Чис. 14:26-38).

Сорок лет спустя после исхода из Египта израильтяне обогнули с востока Моав и разбили в битве амореев. После этой победы они вышли к берегу Иордана у горы Нево (Чис. 26:63; Чис. 33:48). Здесь умер Моисей, назначив своим преемником Иисуса Навина.

Поиски свидетельств исхода

Дискуссии об историчности исхода имеют длинную историю. С момента становления научной историографии и археологии предпринимались многочисленные попытки обнаружить свидетельства событий исхода, а также реконструировать путь израильтян от Египта до Ханаана.

Библеисты и ученые XIX века в целом были склонны рассматривать предание об исходе как главным образом точное изложение фактических событий. На сегодняшний день это воззрение разделяет ряд богословов. Оценки историчности, сделанные как светскими, так и религиозными библеистами и учеными более чем за столетие исследований, значительно различаются.

Уильям Олбрайт и последователи его школы «Библейской археологии» утверждали, что основные события исхода соответствуют историческим событиям, хотя дошли до нас в поэтизированной народной памятью форме. Другие историки считают, что предание об исходе имеет в своей основе исторические события значительно меньшего масштаба, воспоминания о которых были превращены в эпос поколениями устной традиции.

Еще одна точка зрения связывает появление предания об исходе с мифологизацией в народной памяти взаимоотношений между Египтом и Ханааном в бронзовом веке. При этом предполагается, что основоположниками израильского племенного союза были ханаанеи, а не переселенцы из Египта.

Однако существует общее согласие, что историчность Исхода археологическими данными не подтверждается. Последователи «библейского ревизионизма» Нильс Лемх, Томас Томпсон, Филип Дэвис и Кит Уатлам считают, что предание об Исходе составили израильские священники в V-IV веках до н.э. и, таким образом, оно является полностью вымышленным. Еще часть исследователей полагает, что попытки установления историчности событий исхода безосновательны, так как повествование об исходе имеет богословское и символическое значение, а не историческое.

В течение столетий библейский текст тщательно анализировали с целью определить исторический контекст предания об исходе. Однако все попытки исторической реконструкции остаются неокончательными и часто несовместимы во множестве деталей.




Материал с сайта Rublev.com