Станьте участником команды «Рублева»

Главная / Новости / ​Американский астроном заявил, что установил точную дату написания знаменитого «Вида Дельфта» Вермеера

​Американский астроном заявил, что установил точную дату написания знаменитого «Вида Дельфта» Вермеера

Ян Вермеер. «Вид Дельфта», фрагмент
А+
Распечатать
Фото: Wikipedia

Знаменитый городской пейзаж нидерландского Дельфта был написан Яном Вермеером вскоре после 3 сентября 1659 года. Именно тогда, около 8 часов утра 3 сентября 1659 года, или годом ранее, как утверждает профессор астрономии Техасского университета в Сан-Антонио Дональд Олсон (Donald Olson), взору художника предстал вид, который вдохновил его на создание картины.

О

лсон, носящий прозвище «Небесный Детектив», с помощью специального программного обеспечения и детального исследования картины рассчитал время, когда свет и тени на городских строениях могли лечь в точности так, как они изображены на полотне Вермеера.

Свои выводы Д. Олсон опубликовал в сентябрьском выпуске астрономического журнала Sky & Telescope.


«Структура света и теней была точным индикатором положения солнца»

Дональд Олсон в сотрудничестве с Расселом Дёшером (Russell Doescher), профессором в отставке на кафедре физики Техасского университета, исследовал район Дельфта, изображенный на картине, с целью определить угол, под которым солнечные лучи падали на часовую башню церкви Nieuwe Kerk в момент написания картины. 

В Дельфте им оказал содействие почетный профессор Дельфтского технологического университета Ханс Мууй (Hans Mooij). По случайному совпадению, квартира нидерландского ученого оказалась расположена в жилом доме, который стоит почти точно на том месте, где в XVII веке располагалась таверна, где остановился на постой Ян Вермеер.

Главной деталью, которая позволила ученым сделать конкретные выводы, стала запечатленная художником тонкая вертикальная полоска света, легшая на башню.

«Это наш ключ [к решению задачи]. Это точный показатель того, где должно было быть солнце, чтобы просто скользнуть [лучами] по одной проекции и осветить другую, — приводит издание слова Д. Олсона. — Структура света и теней была точным индикатором положения солнца».

Ян Вермеер. «Вид Дельфта» (1660—1661?). Галерея «Маурицхёйс», Гаага

С этого момента остальная часть истории встает на свои места, утверждает исследователь. Считается, что взгляд художника был направлен на север, а это означает, что источник света, солнце, должно было быть на юго-востоке. В таком случае, заявляет Олсон, на полотне изображена утренняя сцена.

До сих пор многие исследователи сходились на том, что часы на фасаде здания, изображенного на картине, показывали 7 часов с небольшим. Но до конца XIX века башенные часы в европейских городах не имели минутных стрелок. По версии Олсона, одна длинная стрелка, пересекающая циферблат, указывает скорее на время, близкое к восьми часам утра.

На картине Вермеера башня церкви Nieuwe Kerk изображена со сквозными проемами на колокольне. Сегодня эти проемы заняты колоколами карильона, музыкального инструмента, часто встречающегося в церквях. Между тем архивные записи свидетельствуют о том, что установка карильона на колокольне Nieuwe Kerk началась в апреле 1660 года и была завершена к сентябрю того же года. А это значит, что Вермеер запечатлел городской пейзаж таким, каким он был по крайней мере до апреля 1660 года.

Используя астрономическое программное обеспечение, команда исследователей затем рассчитала даты, когда положение солнца на небе в 8 часов утра создаст тени, видимые на башне Nieuwe Kerk на картине.

Выяснилось, что существуют лишь два возможных диапазона дат: 6-8 апреля и 3-4 сентября. Вариант апреля исследователи отбросили: в это время года деревья не имели бы такой обильной листвы. Наиболее вероятным временем был признан период 3-4 сентября.


«Картина — это художественная интерпретация реальности». Реакция искусствоведов на выводы американских ученых

Результаты исследования, опубликованные в астрономическом журнале Sky & Telescope, встретили неоднозначную реакцию в научных кругах. Леа ван дер Винде (Lea van der Vinde), куратор художественной галереи «Маурицхёйс» в Гааге, где с 1822 года «Вид Дельфта» хранится рядом с другой, самой известной работой Вермеера, «Девушка с жемчужной сережкой», назвала это событие «веселым, интересным и захватывающим».

В то же время эксперт не склонна полностью согласиться с версией, выдвинутой «Небесным Детективом» и его коллегами. Если ученые возьмутся рассматривать картину почти как фотографию, то все пойдет не так, считает Ван дер Винде. «Картина была создана художником; это художественная интерпретация реальности», — напоминает она.

Современная фотография, сделанная с точки, откуда, возможно, Вермеер увидел панораму Дельфта

Известный независимый искусствовед и эксперт по творчеству Вермеера Кис Кальденбах (Kees Kaldenbach) в кратком комментарии для нидерландской газеты De Volskrant заявил, что также не согласен с выводами американских ученых. По его мнению, на картине изображен Дельфт в мае, так как у пристани видны рыболовецкие суда, готовые к выходу в море для ловли сельди. А это всегда происходило в июне месяце. «Поэтому я отвергаю их текст, — сообщил он газете. — Факты есть факты».

Профессор Олсон не первый раз выступает с результатами исследований, дающими основания для датировки произведений искусства: за последние годы команда исследователей под его руководством выдвинула гипотезы о точном времени создания полотен французских художников-импрессионистов  Винсента Ван Гога и Клода Моне, о времени съемок наиболее известных работ выдающегося американского фотографа Анселя Адамса и пр.

«Самая красивая картина на земле» или прообраз будущей фотографии?

«Вид Дельфта», который французский писатель Марсель Пруст назвал «самой красивой картиной на земле», как и творчество Яна Вермеера в целом, неизменно приковывают к себе внимание современных исследователей, как профессионалов, так и самодеятельных энтузиастов.

Так, в начале 2000-х годов 58-летний Тим Дженисон, американский бизнесмен, компания которого специализировалась на производстве программного обеспечения для создания видео и видеоэффектов, заинтересовался так называемой гипотезой Хокни — Фалько. Согласно этому предположению, прогресс в реалистичности изображения, достигнутый в западноевропейской живописи с началом эпохи Ренессанса (в том числе, в ранней нидерландской живописи) не связан с развитием техники живописи и мастерства художников. По мнению авторов гипотезы, художники использовали в процессе работы оптические инструменты, такие как камера-обскура, камера-люцида и сферические зеркала.

Дженисон решил самостоятельно воспроизвести весь процесс создания одной из картин Вермеера, сконструировав и собрав для этого аналог камеры-обскура. Он выбрал для своего эксперимента картину «Урок музыки». На подготовку ушло 5 лет. В течение этого времени Тим Дженисон изучил большое количество литературы по оптике и инженерному делу XVII века, с точностью воссоздал интерьер комнаты, запечатленной на картине, изготовил камеру-обскура, для которой пришлось вручную создавать линзы по технологиям плавления и шлифовки стекла, применявшимся в XVII столетии, и т. д. 

Только на создание абсолютной копии комнаты и условий освещения ушло 8 месяцев. На написание собственного «Урока музыки» у Дженисона ушло еще 130 дней. Полученный результат нельзя было назвать точной копией оригинала, однако сам экспериментатор пришел к выводу, что почти наверняка при написании своих работ голландский живописец пользовался оптическими приборами.

Эксперимент Тима Дженисона был снят на пленку и лег в основу документального фильма «Вермеер Тима», вышедшего в 2013 году.

См. трейлер фильма © YouTube, Фильмы




23 марта 2020
В голландском Утрехте создадут самый большой в Европе район без автомобилей
15 июля 2019
Реставрация «Ночного дозора» Рембрандта пройдет прямо в музее, перед глазами посетителей
25 января 2019
​Украденная из церкви картина «Мадонна безмолвия», возможно, принадлежала кисти Микеланджело
Последние новости
​Впервые за последние 100 лет рождественские песнопения в часовне Королевского колледжа Кембриджа прозвучат в пустом зале

«Фестиваль девяти уроков и гимнов», певческий концерт, который знаменует начало рождественских праздников в Великобритании, прихожане британских церквей услышат лишь в радиоэфире.

30 ноября 2020
223
Новости по теме
2
Срд
2020