Станьте участником команды «Рублева»

cross
Поздравляем Святейшего Патриарха Кирилла с 70-летием!
Главная / Новости / ​В Санкт-Петербурге назревает новый конфликт между Церковью и музеями

​В Санкт-Петербурге назревает новый конфликт между Церковью и музеями

Благовещенская церковь Александро-Невской лавры
А+
Распечатать
Фото: shutterstock.com

Вместе с помещением «Благовещенской усыпальницы» планируется передать Церкви все музейные предметы, включенные в состав государственной части Музейного фонда РФ и расположенные в усыпальнице, сообщает ИА Regnum. 

По сообщениям агентства, ранее группа из одиннадцати депутатов Законодательного собрания Санкт-Петербурга обратилась с письмом к спикеру Совета Федерации России Валентине Матвиенко и петербургскому сенатору Людмиле Косткиной, а также советнику президента РФ по культуре и искусству Владимиру Толстому с просьбой обратить внимание на ситуацию, повлиять на решение губернатора Г. Полтавченко и оставить здание в ведении музея.

Владимир Тимофеев, директор музея городской архитектуры Санкт-Петербурга, в экспозиции которого находится Благовещенская усыпальница, в своем комментарии для сайта Karpovka.com отметил, что руководство музея удивлено новостью о распоряжении Смольного. «Мы надеемся, что документ не будет утвержден. В нем много неясностей, в первую очередь не указывается, что станет с памятниками федерального значения, находящихся в строении», — сказал он. 

По словам В. Тимофеева, в Благовещенской усыпальнице много исторических ценностей, которые не подлежат транспортировке. Речь идет, в первую очередь, о захоронениях — здесь погребены члены дома Романовых: сестра Петра Первого Наталья Алексеевна, цесаревич Петр Петрович, Дети Александра Первого и Павла Первого. Также в усыпальнице покоятся выдающиеся государственные деятели России — Орловы, Ягужинские.

Выделенное для переезда помещение — Уткина дача на Малой Охте, по словам В. Тимофеева, находится в аварийном состоянии. В этой ситуации директор Музея городской архитектуры оценивает время, необходимое для переезда, минимум в 3 года.

В Санкт-Петербурге это не единственная спорная ситуация между Церковью и музеями. Так, например, продолжается история с возможным возвратом Санкт-Петербургской епархии здания бывшего Никольского храма, в здании которого в настоящее время размещается Музей Арктики и Антарктики. Здание бывшей Никольской единоверческой церкви на улице Марата, построенное в 1820—1838 гг. по проекту архитектора А. И. Мельникова, было отдано в аренду Арктическому институту для создания музея в 1933 г.

В 2014—2015 гг. Санкт-Петербургская епархия подала несколько заявок в Росимущество о передаче здания Церкви. Пока все они отклонены. Как и в случае с Благовещенской усыпальницей, решающим фактором может стать предоставление Церковью охранных обязательств. Однако специалисты-музейщики высказывают опасения, что, несмотря на эти обязательства, епархия не сможет обеспечить должный уровень сохранности памятников. Кроме того, в Музее Арктики и Антарктики отмечают, что в федеральном бюджете не предусмотрены деньги на переезд или строительство нового здания.

Новый виток напряженности между Церковью и музеями пришелся на дни, когда в Санкт-Петербургскую епархию прибыл с визитом Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Благовещенская усыпальница — справка

Благовещенская усыпальница (1717—1724 гг., архитекторы Д. Трезини и Т. Швертфегер) — первый каменный храм Санкт-Петербурга, главная постройка, вокруг которой сформировался ансамбль Александро-Невской лавры.

Храм проектировался и был построен как усыпальница членов царской фамилии и выдающихся сановников.

На первом этаже сохраняются самые древние в Петербурге белокаменные резные надгробия супругов Ржевских (1720-е гг.). В восточной части находятся напольные мраморные надгробные плиты родственников Петра I: царицы Прасковьи Федоровны, царевича Петра Петровича и др. (архитектор А. А. Пуаро, 1868). На стене усыпальницы расположены бронзовые доски-эпитафии современникам Петра I — А. П. Апраксину и П. И. Ягужинскому.

«Парадные» скульптурные надгробия появились во 2-й половине XVIII в. Первый памятник подобного рода — фельдмаршалу князю А. М. Голицыну (скульптор Ф. Г. Гордеев, 1788) с аллегорическими изваяниями «Славы» и «Добродетели». Рядом находится надгробие княгини Е. С. Куракиной (скульптор И. П. Мартос). Мраморная скульптура плакальщицы с портретом символизирует «Благочестие». В юго-западной части усыпальницы — небольшая капелла, облицованная розовым и серым мрамором, в ней помещен памятник графу Н. И. Панину (1780-е, скульптор И. П. Мартос), воспитателю будущего императора Павла I. В восточной части зала — три работы И. П. Мартоса, выполненные в начале XIX века: надгробия графа А. Л. Лазарева (1802), Е. К. Чичаговой (1812) и отлитый из темной бронзы полнофигурный портрет княгини Е. И. Гагариной (1803). В пристроенной к усыпальнице в 1783 г. «палатке» сохранились памятники государственным деятелям, связанным с Академией художеств: ее основателю графу И. И. Шувалову и президенту Академии И. И. Бецкому.

Самый знаменитый памятник в усыпальнице — скромная надгробная плита из белого мрамора у северной стены, под которой похоронен в 1800 г. А. В. Суворов.

3
Суб
2016