Станьте участником команды «Рублева»

cross
Главная / Новости / ​В Великобритании появилась супружеская пара епископов

​В Великобритании появилась супружеская пара епископов

Элисон Уайт, вторая женщина-епископ в Соединенном Королевстве
А+
Распечатать
Фото: ТАСС

Посвящение в сан состоялось в пятницу в Йоркском аббатстве. В епископский сан Элисон Уайт возвел архиепископ Йоркский Джон Сентаму, сообщает РИА «Новости». Это рукоположение стало уже вторым в Церкви Англии — государственной церкви Великобритании, наиболее влиятельной протестантской конфессией в стране, являющейся «Матерью-Церковью» всемирного Англиканского сообщества.

Первая женщина, которую возвели в епископский сан в Церкви Англии, стала Либби Лейн. Церемония состоялась в январе 2015 года. 48-летнюю Л. Лейн рукоположил во епископа Стокпортского все тот же Йорскский архиепископ Джон Сентаму.

До недавнего времени Высокая англиканская церковь отвергала возможность епископской хиротонии для женщин, хотя в других ее ветвях, например, в новозеландской или американской, этот вопрос был решен положительно десятки лет тому назад. Так, в Епископальной церкви США поставление женщин во епископов практикуется уже с 1980-х годов, а первые священнические хиротонии состоялись там еще в 1976 году.

Женское священство в церквях Англиканского содружества практикуется с 1978 года; тогда на Ламбетской конференции епископы Англиканского содружества одобрили возможность ординации женщин. Тем не менее, в самой Церкви Англии рукоположение женщин в пресвитерский сан было допущено лишь в 1992 году. Решение, которое узаконило в государственной церкви Великобритании женские епископские хиротонии, было принято в ноябре 2014 года.

История вопроса о женском священстве

Проблема женского священства была одним из ключевых вопросов, который разделял позиции Англиканской церкви и других протестантских конфессий. Церкви Англиканского Содружества всегда позиционировали себя как некое звено, соединяющее протестантизм, с одной стороны, и римский католицизм и православие — с другой. Поэтому для англикан принятие женского священства ознаменовало глубинный разрыв с традицией.

Женское священство зародилось в протестантизме. Принято считать, что всерьез проблема стала обсуждаться в XIX веке, однако процесс развивался на протяжении столетий: еще в XVII веке в среде квакеров активно начало развиваться движение в поддержку женского проповедничества. Затем эту практику ввели у себя методисты. На протяжении всего XIX столетия в Англии насчитывалось около сотни странствующих женщин-проповедников.

А в 1853 г. в Конгрегационалистской Церкви в Юг Батлер (штат Нью-Йорк) состоялась ординация (назначение на должность) Антуанетты Браун-Блеквелл (Antoinette Brown-Blackwell, 1825—1921). Таким образом, она стала первым легитимным пастором в протестантизме. 

Вопрос о женском священстве обсуждался на Западе параллельно и в тесной связи с расширением движения за права женщин. И в конце XIX века случаи поставления женщин в священный сан происходили все чаще.

На протяжении XX века процесс постепенно развивался, и к 1970-м годам большинство протестантских деноминаций с епископальным устройством признали возможной ординацию женщин.

Первой женщиной-епископом в Англиканском Содружестве стала Барбара Харрис, рукоположенная в 1989 году в Епископальной Церкви в США. А в 1998 году на очередной Ламбетской конференции присутствовало уже 11 женщин епископов, представлявших разные церкви Содружества. В 2006 году в Епископальной Церкви появилась и первая женщина-примас (главный епископ национальной церкви) — Катарин Джеффертс Схори (Katharine Jefferts Schori). Она была избрана Примасом Епископальной Церкви США сроком на девять лет.


Отношение к проблеме женского священства в православии

Православная Церковь традиционно утверждает невозможность женского священства, однако среди православных богословов есть сегодня и те, кто не исключает возможности пересмотра позиции Церкви по этому вопросу. Известный православный богослов митрополит Каллист (Уэр) в 2009 году так высказался по этому поводу: «По вопросу о женском священстве среди православных нет единого мнения. Большинство утверждает, что это невозможно. Меньшинство же считает, что данный вопрос нуждается в более тщательном рассмотрении. Покойный митрополит Антоний Сурожский как раз принадлежал ко второй группе и советовал не торопиться: нужно подождать пока Православная Церковь глубже изучит эту проблему».

В целом православное богословие в лице феминизма и связанного с этим женского священства столкнулось с проблемой, которая прежде вообще не рассматривалась Святыми отцами. 

6
Втр
2016