Станьте участником команды «Рублева»

cross
Главная / Новости / ​Церковный суд: архиереям надлежит заботиться о доходе каждого клирика вверенных им епархий

​Церковный суд: архиереям надлежит заботиться о доходе каждого клирика вверенных им епархий

Церковный суд
А+
Распечатать
Фото: Патриархия.ru

Дело № 01-02-2015, в связи с которым церковный суд счел возможным напомнить о необходимости материального обеспечения духовенства, касалось запрета в служении, наложенного в качестве временной меры наказания на клирика Ташкентской епархии священника Димитрия Глушкова.

Этот запрет был наложен, как сообщили Rublev.com в Управлении делами Московской Патриархии, за самовольное оставление иереем Д. Глушковым своего прихода, что с точки зрения канонического права является нарушением священнической присяги. Священнослужитель обратился с апелляцией в Общецерковный суд.

Следует отметить, что подобное определение — с напоминанием епархиальному архиерею о необходимости заботиться о материальном обеспечении священников — Церковный суд выносит впервые.

Соответствующий пункт решения суда звучит следующим образом:

«Напомнить митрополиту Ташкентскому и Узбекистанскому Викентию о том, что ему надлежит заботиться о том, чтобы доход каждого клирика вверенной ему епархии был достаточным для проживания данного клирика и его семьи. Эта забота епархиального архиерея должна осуществляться через обеспечение надлежащего уровня деятельности Епархиальной попечительской комиссии или посредством других методов, которые ему надлежит определить». 

Выписка из решения Общецерковного суда Русской Православной Церкви по делу № 01-02-2015 от 16 июня 2015 г.

Суд решил: в порядке исключения, «имея в виду обстоятельства дела и наличие малолетних детей, из снисхождения к иерею Димитрию Глушкову и учитывая искренность раскаяния, проявленного им на заседании Общецерковного суда, — предписать епархиальному архиерею Ташкентской епархии снять запрещение с иерея Димитрия Глушкова и предоставить ему возможность перехода в другую епархию».

В настоящий момент священник Димитрий Глушков по-прежнему числится в клире Ташкентской и Узбекистанской епархии Среднеазиатского митрополичьего округа.


Как работает Церковный суд

В настоящее время Церковный суд осуществляет свою деятельность на основании Положения о церковном суде, принятого на Архиерейском соборе 2008 г. Первое заседание Церковного суда прошло в Москве 17 мая 2010 года. Делопроизводство к заседаниям и во время заседаний осуществляется Управлением делами Московской Патриархии. Перед началом заседания судьи принимают присягу перед крестом и Евангелием. Рассмотрение каждого дела занимает у членов суда в среднем около часа-полутора.

Председателем суда является митрополит Краснодарский и Кубанский Исидор (Кириченко).

Церковный суд

С 2015 года местом работы Общецерковного суда патриарх Кирилл определил историческую резиденцию московских митрополитов в Черкизове.

В октябре 2014 года решением Священного синода Русской православной церкви был обновлен состав членов Общецерковного суда. Митрополит Онуфрий, избранный на Киевскую митрополичью кафедру, был освобожден от должности заместителя председателя Общецерковного суда. От должности члена суда также был освобожден архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий (Белорусский экзархат) — по состоянию здоровья. На их место были назначены митрополит Тернопольский и Кременецкий Сергий и архиепископ Новогрудский и Лидский Гурий.


Чем церковное правосудие отличается от светского

Церковный суд далеко не всегда выносит обвинительные решения — часто он как высшая инстанция отменяет решения епархиальных судов о запрещении в служении священников или извержении из сана, констатирует различные нарушения в процедуре со стороны епархиальных судов, а иногда с учетом этих нарушений даже прекращает судопроизводство.

Варианты решений Церковного суда отличаются от определений светских судебных органов. Среди предписанных санкций встречается, например, «проведение примирительной процедуры в целях урегулирования возможных разногласий». Суд также может решить «поставить на вид правящему архиерею N-ской епархии, что по делам, подобным рассмотренному, церковное прещение представляется неуместным», «рекомендовать протоиерею N обратить особое внимание на необходимость совершенствоваться в духовном делании и пастырской работе, избегая чрезмерного предания себя светским увлечениям», «рекомендовать правящему архиерею N-ской епархии предпринять действенные меры, в том числе медицинского характера, для оказания помощи священнику N, одновременно, по возможности, привлекая его к церковной деятельности», «поставить на вид епархиальному суду N-ской епархии некорректное рассмотрение дела в первой инстанции по существу и многочисленные процессуальные нарушения», «поручить епархиальному архиерею дать указание епархиальному духовнику регулярно, не менее чем раз в месяц, по-братски общаться с иереем N, с любовью наставляя его на правильное поведение», «дать духовенству епархии указание о братском общении в духе прощения и любви с иереем N».

Дважды (в 2010 и 2012 гг.) Церковный суд рассматривал дело покойного протоиерея Павла Адельгейма, у которого возник конфликт с правящим архиереем Псковской епархии митрополитом Евсевием (ныне — митрополит Псковский и Порховский, глава Псковской митрополии). Один из пунктов решения тогда гласил: «Настоятельно рекомендовать митрополиту Псковскому и Великолукскому Евсевию и протоиерею П.А. Адельгейму, следуя духу Евангельской любви, лично встретиться для взаимного прощения и примирения, и впредь не выносить на публичное обсуждение обоюдные упреки, разрешая возникающие разногласия в духе богозаповеданного мира, а в случае затруднительности — обращаясь в установленном порядке к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси».

Подобные решения основываются на специфическом понимании церковного правосудия, которое закреплено в Положении о Церковном суде. Так, например, в документе говорится: «Если в ходе судебного разбирательства церковный суд придет к выводу об отсутствии факта церковного правонарушения и (или) невиновности обвиняемого лица, в обязанность церковного суда входит проведение примирительной процедуры в целях урегулирования возникших между сторонами разногласий, что должно быть зафиксировано в протоколе судебного заседания» (п. 5.3).


Присяга церковного судьи

«Я, нижепоименованный, вступая в должность церковного судьи, обещаюсь Всемогущему Богу пред Святым Крестом и Евангелием в том, что при помощи Божией буду стремиться проходить предстоящее мне служение судьи церковного суда во всем согласно со Словом Божиим, с канонами Святых Апостолов, Вселенских и поместных соборов и святых отцов, и со всеми церковными правилами, законоположениями и установлениями.

Обещаюсь также, что при рассмотрении всякого дела в церковном суде буду стремиться действовать по совести, справедливо, подражая Праведному и Милосердному Вселенскому Судии Господу нашему Иисусу Христу, с тем, чтобы решения, выносимые церковным судом с моим участием, ограждали паству Церкви Божией от ересей, расколов, нестроений и бесчиния и помогали преступившим заповеди Божий придти к познанию Истины, к покаянию, исправлению и конечному спасению.

Участвуя в принятии судебных решений, обещаюсь иметь в мыслях не свою честь, интерес и выгоду, но славу Божию, благо Святой Русской Православной Церкви и спасение ближних, в чем да поможет мне Господь благодатию Своею, молитв ради Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии и всех святых.

В заключение сего обещания целую Святое Евангелие и Крест Спасителя моего. Аминь».


Церковный суд

Приведение к присяге членов Общецерковного суда. Фото: Патриархия.ru.

11
Вск
2016