Станьте участником команды «Рублева»

cross
Главная / Новости / ​500-летний юбилей Реформации лютеране и католики отметят вместе

​500-летний юбилей Реформации лютеране и католики отметят вместе

Памятник Мартину Лютеру в Виттенберге, Германия
А+
Распечатать
Фото: shutterstock.com

Католики и лютеране сделали очередной шаг в направлении совместного празднования 500-летнего юбилея Реформации в 2017 году. Составлены и изданы общие литургические указания относительно экуменического богослужения по случаю памятной даты. Об этом сообщает Religion News Service.

В буклете под названием «Общая молитва» (англ. “Common Prayer”) содержится чинопоследование экуменической службы, предлагаются тексты молитв, гимнов, а также темы для проповедей в этот день.

Представители католической Церкви на родине Мартина Лютера — в Германии, где верующие проявляют наибольший интерес к предстоящему юбилею, сначала выступали против идеи совместного празднования “Reformationsjubiläum” — юбилея Реформации. Однако после того как после длительных переговоров Всемирной лютеранской федерации и Ватикана в 2013 году стороны пришли к соглашению и был опубликован доклад, озаглавленный «От конфликта — к общению», немецкие католики заявили, что намерены отметить 500-летие Реформации вместе с лютеранами, отметив при этом, что разделение протестантизма и католицизма, произошедшее в начале XVI века, явилось не отдельным противоречивым историческим событием, но стало началом совместного 500-летнего пути двух христианских конфессий.

Содержащиеся в буклете рекомендации подчеркивают, что в центре всех юбилейных богослужений должны находиться такие понятия как благодарение, покаяние и общие взгляды представителей обеих конфессий с основным акцентом на личности Иисуса Христа. «Общая молитва» были представлены накануне в Женеве представителями Всемирной лютеранской федерации и Папского совета по содействию христианскому единству.

Реформация, начало которой положило обнародование в 1517 году «95 тезисов» Мартина Лютера, разделила западное христианство: протестанты откололись от католицизма и образовали свои собственные церкви. 

До недавнего времени обе конфессии относились друг к другу с подозрением, однако экуменические дискуссии, имевшие место в последние десятилетия, привели к тому, что недавно лютеранские и католические богословы заявили о готовности изучить возможность совместного причащения, которое в католической Церкви не допускается в отношении любых других христианских конфессий.


Практические рекомендации по проведению юбилея Реформации как отражение попытки сближения католиков и протестантов

В «Общей молитве» подчеркивается тот факт, что у последователей римского католицизма (которых в мире насчитывается порядка 1,2 млрд человек) и протестантов-лютеран (их в мире около 75 млн человек) существуют общие убеждения. В буклете также говорится, что содержащиеся в нем рекомендации могут быть скорректированы в зависимости от той страны, где они используются, и языка, на котором говорят последователи обеих христианских конфессий.

В разделе о покаянии составители буклета признают, что религиозные войны, вызванные Реформацией, привели к «смерти сотен тысяч людей» и подрывали саму суть евангельского благовестия. «Мы глубоко сожалеем о тех злых вещах, которые католики и лютеране взаимно сделали друг другу», — говорится в нем.

«”Общая молитва” знаменует собой очень важный момент в нашем совместном движении от конфликта к общению», — приводит издание слова из совместного письма, предваряющего основное содержание буклета и подписанного преподобным Мартином Юнге (Martin Junge), генеральным секретарем Всемирной лютеранской лиги, и кардиналом Куртом Кохом (Kurt Koch), главой Ватиканского экуменического ведомства.

Буклет предполагает, что экуменические богослужения в память событий 500-летней давности будут проходить при совместном служении одного католического священника и одного лютеранского пастора, при этом будут прочитаны несколько молитв из богослужебного обихода обеих конфессий.

На юбилейных экуменических службах будут использоваться гимны, известные как католикам, так и протестантам, такие как «Хвалите Господа Всемогущего» (“Praise to the Lord, the Almighty”) — этот гимн изначально был написан для лютеранской церкви в Германии — или медитативные песнопения, такие как “Veni Sancte Spiritus” из обихода экуменической общины Тэзе во Франции.

Составители сборника рекомендуют во время юбилейных служб цитировать выдержки из буклета, в которых разъясняется, почему католики и лютеране должны объединиться в молитве, а возглавляющим эти службы священникам предписывается совершить молитву, в которой выражается сокрушение тем, что «даже хорошие шаги на пути реформирования и обновления часто вызывали непреднамеренные негативные последствия».

В качестве евангельского чтения на подобных службах рекомендуется 15-я глава Евангелия от Иоанна, в которой Иисус Христос сравнивает Себя с лозой, а Его последователей — с гроздьями. На службе также должны быть прочитаны Символ веры и молитва Господня.

Намерение найти как можно больше точек соприкосновения между двумя традициями нашло отражение в названии буклета — “Common Prayer” («Общая молитва»). Оно перекликается с названием единой богослужебной книги одной из основных ветвей современного протестантизма — Англиканской церкви: “The Book of Common Prayer” («Книга общих молитв» или «Книга общественного богослужения»).


Реформация и протестантизм. 1517—2017

Реформация (лат. reformatio — исправление, превращение, преобразование, реформирование) — широкое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI — начала XVII века, направленное на реформирование католического христианства в соответствии с Библией. 

Результатом Реформации стало возникновение протестантизма — одного из трех (наряду с католичеством и православием) главных направлений современного христианства.

Ее началом принято считать выступление доктора богословия Виттенбергского университета Мартина Лютера: 31 октября 1517 года он прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви свои «95 тезисов», в которых выступал против существующих злоупотреблений католической церкви, в частности против продажи индульгенций. 

Кроме этого, Лютер выступил против продажи индульгенций и власти Папы над отпущением грехов. В проповедуемом им учении он провозглашал, что Церковь и духовенство не являются посредником между человеком и Богом. Он объявил ложными претензии папской Церкви на то, что она может давать людям посредством таинств «отпущение грехов» и «спасение души» в силу особых полномочий от Бога, которыми она якобы наделена. 

Основное положение, выдвинутое Лютером, гласило, что человек достигает «спасения души» (или «оправдания») не через Церковь и ее обряды, а при помощи веры, даруемой ему непосредственно Богом.

Католический и лютеранский священники во время «Недели молитвы о христианском единстве», 2013 год

Фото: Chris CastaldoТакже Лютер опроверг авторитет Священного Предания, то есть постановлений церкви и папские декреты, отводя роль единственного источника религиозной истины Священному Писанию.

Протестантизм получил распространение во всей Европе в вероучениях последователей Лютера (лютеранство), Жана Кальвина (кальвинизм), «цвиккауских пророков» (анабаптизм), Ульриха Цвингли (цвинглианство), а также возникшего особым путем англиканства.

Комплекс мер, предпринятых Католической церковью и иезуитами для борьбы с Реформацией, получили название Контрреформации. 

Концом Реформации историки считают подписание Вестфальского мира в 1648 году, по итогам которого религиозный фактор перестал играть существенную роль в европейской политике.

В течение XVI столетия реформация распространилась практически на всю Европу; последователи Лютера выступили с проповедью нового учения в Австрии, Венгрии, Швейцарии, Франции, Дании, Норвегии, Швеции, Финляндии, Польше и Великом княжестве Литовском, Шотландии, Нидерландах и Англии.

В настоящее время идеи протестантизма проникли практически во все страны мира. В 92 странах протестантизм является крупнейшим направлением христианства, в том числе в 49 странах мира протестанты составляют большинство населения. Традиционно протестанты являются крупнейшей религиозной группой в скандинавских странах, США, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии.

Численность протестантов в мире оценивается приблизительно в 800 миллионов человек.


Россия и Реформация

Как таковой Реформации в России не было. Тем не менее, ввиду тесных контактов с государствами Центральной Европы, равно как и военных столкновений, в России стали появляться иностранцы — мастера, а также военнопленные, которым дозволялось исповедовать свою веру.

Первые протестантские общины на территории современной России были основаны торговцами и мастерами из европейских стран, приглашенными в 1524—1533 гг. в правление великого князя Василия III, современника Лютера.

Наиболее массовое переселение протестантов произошло во время Ливонской войны, во время которой на территорию Русского царства попали не только ремесленники, но даже иерархи лютеранской церкви. Так в 1556 г. в составе посольства Москву посетил епископ города Або финский реформатор Микаэль Агрикола. В 1569 г. в состав следующего посольства вошел епископ Турку Павел Юстен. Это посольство по указу Ивана IV было сослано в Муром, где и пребывало в течение 2 лет.

В дальнейшем в Москве (и ряде торговых городов, например, в Архангельске) существовали «немецкие слободы», где жили протестанты и имелись протестантские церкви. Российские власти обычно не вмешивались в их внутреннюю жизнь, иногда сотрудничая с руководством общины в наказании ересей (например, в конце XVII в. в Москве был казнен протестантский проповедник Квирин Кульман).

Богословское осмысление Реформации в России начинается уже вскоре после выступления Лютера. Оно упоминается у Максима Грека, причем тот, отвергая положительную программу Лютера, соглашается с ним по поводу оценки папства. 

К 1640-м годам относится сатирическое стихотворное «Изложение на люторы» московского книжника Ивана Наседки, опиравшегося на опыт полемических сочинений архимандрита Захарии Копыстенского. С протестантским влиянием ряд исследователей ассоциирует деятельность Петра I по преобразованию Русской православной церкви.

Значительное количество христиан-протестантов переселились на постоянное место жительство в Россию для освоения ее южных и поволжских земель в царствование Екатерины II (начиная с 1789 г.), обеспечившей приезжих значительными льготами, освобождением от военной и гражданской службы, а также полной свободой вероисповедания.

Наибольшим образом количество протестантов в России увеличилось за счет жителей территорий, присоединенных в результате войн с Ливонией и Швецией. Так, согласно Ништадскому мирному договору 1721 г. Швеция уступила территории Лифляндии, Эстляндии с островом Эзель, Ингерманландии и часть Финляндии с Выборгом. Жителям присоединенных территорий гарантировалась полная свобода вероисповедания.

Включение новых территорий в состав Российской империи происходило до начала XIX века, когда были присоединены Финляндия (1809) и Польша (1815). В дальнейшем, в результате внутренней миграции, многие протестанты из присоединенных земель переселились на свободные земли внутренней России. Этот процесс продолжался до начала XX века.

В конце XVII века в Москве были 3 лютеранские церкви и одна реформатская; вскоре кирхи и протестантские школы появились в Астрахани, Архангельске и других крупных торговых городах. Начиная с Петра I, делами российских иноверцев ведал Синод (позднее — Юстиц-коллегия Лифляндских, Эстляндских и Финляндских дел). В 1817 году было создано Министерство духовных дел и народного просвещения.

В 1832 г. Николай I утвердил Устав протестантских церквей в Российской империи. По уставу, общины избирали высший совет (конвент), следивший за соблюдением религиозных и государственных законов. Правовое положение пастора приравнивалось к дворянскому, часть его жалованья шла из казны.

К началу XX века конфессиональный состав протестантов в России был представлен имевшими государственное признание лютеранами, кальвинистами и меннонитами, а также баптистами и евангельскими христианами, которые получили свободу действий после подписания Указа «Об укреплении начал веротерпимости» от 17 апреля 1905 г. и по Манифесту Николая II от 17 октября 1905 г.


Численность российских протестантов

В конце XIX века в Российской Империи было 7 млн протестантов (включая Финляндию и Прибалтику). К 1917 году в России насчитывалось около 200 тысяч коренных российских протестантов. Многие из этих людей были протестантами уже в нескольких поколениях.

В середине 1990-х годов численность российских протестантов составляла чуть более 1 млн верующих. В середине 2000-х годов прихожанами протестантских церквей считались 2 млн россиян. В 2014 году, по оценкам религиоведов, в России насчитывалось около 3 млн протестантов.

Вместе с ростом численности верующих протестантских церквей растет их доля среди зарегистрированных Министерством юстиции религиозных объединений. Если в 1991 году протестанты составляли 3% среди всех официально зарегистрированных религиозных объединений, то к 2008 году это число достигло 21%. В 2012 году база данных министерства юстиции РФ содержала информацию о 4,4 тыс. протестантских религиозных объединениях. 

Однако на сегодняшний день значительное число протестантских общин действуют без регистрации. К 2014 году в России действовало около 10 тысяч протестантских церквей и групп.


Празднование 500-летия Реформации в России

В течение 2014—2015 годов российские протестантские организации неоднократно обсуждали концепцию предстоящего празднования и вырабатывали его программу.

В результате было решено распределить юбилейные мероприятия на три уровня: международный, общероссийский, региональный. Они пройдут в России с апреля 2016 г. по декабрь 2017 г. 

Празднования начнутся в Воронежской области, где будет отмечаться 250-летие лютеранского прихода крупной немецкой колонии Рибенсдорф в окрестностях Острогожска. С мая по декабрь 2016 года российские протестанты планируют провести серию региональных круглых столов, открытых лекций, семинаров, посвященных юбилею Реформации. 

В Москве в 2017 году состоится международная конференция.

2 ноября 2015
​Христианские церкви в Европе удаляют алтари и кресты для «удобства» беженцев-мусульман
6 октября 2015
​Первая в мире епископ-лесбиянка призвала убрать кресты с куполов церкви в Стокгольме
16 июня 2015
Католические храмы Франции предложили переделать в мечети
10
Суб
2016