Станьте участником команды «Рублева»

cross
Главная / Новости / ​Церковные юбилеи: зачем православным столько праздников

​Церковные юбилеи: зачем православным столько праздников

600-летие Саввино-Сторожевского монастыря, Звенигород
А+
Распечатать
Фото: ТАСС

См. также:

Евгений Никифоров: «Церковь живет памятью»

Павел Илларионов: «Самое трудное — не увлечься “великими делами”»

Андрей Десницкий: «Увлечение годовщинами — наследие советских времен»

***

Недавно на ленты агентств вышла новость о том, что в преддверии 25-летия прославления в лике праведных святого Иоанна Кронштадтского запущен интернет-сайт. Еще раньше в сети открылся сайт, посвященный 1000-летию кончины святого равноапостольного князя Владимира.


Юбилейные даты: сколько их и чему они посвящены

Официальный церковный календарь на 2015 год, изданный Московской Патриархией, содержит специальный раздел «Юбилейные и памятные даты в 2015 году», в котором перечислены ровно 60 собственно церковных юбилеев и один гражданский — 70-летие победы в Великой Отечественной войне.

При этом подавляющее большинство памятных дат посвящены именно кончине святых: из шестидесяти праздников, приходящихся на 2015 год, сорок — это памятные даты, связанные с днем смерти того или иного святого. В списке присутствуют и не совсем круглые даты — например, 1725-летие преставления мученика Вонифатия (пострадал в 290 г. по Р.Х.) или 475-летие преставления преподобного Лонгина Коряжемского (1540).

Почему Церковь празднует дни кончины святых? Тут нет ничего нового, христианская традиция сохраняется неизменной на протяжении тысячелетий: смерть праведника всегда воспринималась в Церкви как рождение нового святого на Небесах. Об этом свидетельствует чинопоследование, которое обычно совершается при прославлении нового святого: в какой-то момент богослужение из заупокойного превращается в славословие — и вместо молитв об усопшем подвижнике верующие начинают возносить молитвы ему самому.

Святитель Афанасий Сахаров, известный литургист XX века, в своей классической работе «О поминовении усопших по уставу Православной Церкви» так охарактеризовал отношение к смерти в православии: 

«Следуя руководству Святой Церкви, мы исповедуем, что не только православные угодники Божии живут по смерти, но и все верующие не умирают, но живут вечно о Господе. <…> Для христианина смерть сама по себе не страшна. …Поэтому христиане спокойно думают о смерти, спокойно готовятся к ней, спокойно, даже с радостью встречают ее».

Протоиерей Игорь Пчелинцев, клирик Русской духовной миссии в Иерусалиме и ключарь подворья праведной Тавифы в г. Яффо признает, что для нецерковного и тем более неверующего человека это отношение к смерти непонятно.

«Для нас дни смерти святых — это дни их рождения в вечность. Поэтому можно сказать, что Церковь радуется смерти подвижника: на небесах прибавился еще один молитвенник и ходатай за нас перед Богом. Для верующего человека это важно, это главный вектор жизни; неверующему это, наверное, нельзя объяснить», — отметил он в своем комментарии для Rublev.com.


Церковные юбилеи: повод вспомнить о чем-то важном

По мнению главного редактора радио «Радонеж» Евгения Никифорова, юбилейные празднования — это повод для того, чтобы вспомнить то или иное явление или событие, связанное с актуальными проблемами нынешней нашей церковной жизни.

«Мы ежедневно празднуем память того или иного святого, церковный календарь переполнен разными событиями, — рассказал он в своем комментарии для Rublev.com. — Поэтому ничего странного в том, что мы часто отмечаем памятные даты, нет. Церковь живет памятью».

Первым и главным юбилеем в истории современной Русской Православной Церкви стало 1000-летие Крещения Руси. Это было событие, перевернувшее все российское (точнее, тогда еще советское) общество, развернувшее его к Церкви.

Монета

Затем в 1991 году большим событием стало второе обретение и перенесение в Дивеево мощей преподобного Серафима Саровского. Но это было фактически случайное торжество: тогда святыня была неожиданно обнаружена в запасниках Музея истории религии и атеизма в Санкт-Петербурге.

Затем довольно долгое время церковная жизнь не знала подобных празднований. В 1998 году отмечалось 600-летие основания одного из наиболее почитаемых русских монастырей — Саввино-Сторожевского в Звенигороде. А в 2003 году случились юбилейные празднования всероссийского масштаба, которые уже были заранее спланированы и организованы — 100-летие прославления преподобного Серафима Саровского. Тогда организаторы решили объединить две даты, связанные со святым, — столетие со дня прославления (1913 г.) и 250-летие со дня рождения (1754 г.). 

Это был первый опыт такого рода — когда празднование события растянулось на целый год, а для его организации был создан большой оргкомитет, объединивший как представителей Церкви, так и политиков, и общественных деятелей, а также предпринимателей, поддержавших идею празднования.

Как считает исполнительный директор мемориального фонда «Свеча памяти» Павел Илларионов, большие церковные юбилеи не могут уложиться в однодневное празднование. «В Церкви есть аналогия: у больших, двунадесятых праздников есть предпразднство, сам праздник, потом попразднство, затем отдание, — сказал он в своем комментарии для Rublev.com. — Это такой неспешный, оправданный жизнью формат, ритм, в котором должны проходить крупные юбилеи».

2007 год прошел под знаком празднования 600-летия преставления преподобного Саввы Сторожевского. График празднований был составлен так, что фактически каждый месяц происходило какое-то событие в рамках торжеств — выставка, конференция, крестный ход и т.д. Тогда, по словам П. Илларионова, принимавшего непосредственное участие в организации торжеств, в процесс подготовки были вовлечены несколько тысяч человек — начиная от рабочих и заканчивая чиновниками.

«В 1998 году в торжествах — крупнейших на тот момент торжествах для Звенигорода — принимала участие в полном составе администрация двух муниципальных образований Московской области — администрация Звенигорода и администрация Одинцовского района. Только количество чиновников, которые были задействованы в течение двух месяцев, — больше ста человек. Участвовали несколько крупных фондов — Российский фонд культуры, например. Число труждающихся, рабочих, строителей, всех людей, которые непосредственно принимали участие в подготовке обители к юбилею в 1998 году, — около трех тысяч. Примерно такое же количество было и в 2007 году», — отметил он.

Такой формат празднования был реализован и в прошлом году, когда отмечалось 700 лет со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. Праздничные торжества были включены в государственные программы, в них оказалось вовлечено огромное количество участников (точной статистики нет). На заключительном заседании Оргкомитета торжеств патриаршими знаками «700-летие преподобного Сергия Радонежского» были награждены по большей части светские чиновники — от губернаторов областей до заместителей министров обороны и культуры, от депутатов Госдумы до замов начальников управлений МВД И ФСБ. 

Юбилей — не церковный праздник?

Такой формат празднования церковных памятных дат свидетельствует о том, что на общество продолжает оказывать влияние наследие советских времен, считает публицист Андрей Десницкий. 

«Советский календарь был построен именно по принципу годовщин, к которым трудовые коллективы планировали свои «великие свершения». Но христиане вспоминают своих святых и обращаются к ним с просьбой о молитвенной помощи вне зависимости от того, сколько лет прошло со дня рождения или смерти святого, — отметил он в комментарии для Rublev.com. — Каждую Пасху мы отмечаем не «такую-то годовщину воскресения Христа», а жизнь Воскресшего среди нас и ради нас, и нашу жизнь ради Него».

С этим отчасти соглашается Е. Никифоров, признавая, что некоторые церковные памятные даты создаются искусственно. «Ко мне часто обращаются с просьбами организовать радиомарафон в поддержку того или иного прихода или храма. <…> Когда интересуешься, чем интересен этот храм, ответы звучат самые разные: у нас здесь когда-то проезжал Карамзин, а вот здесь у нас могилка замечательного адмирала, а вот памятная усадьба, связанная с Шереметьевыми, а вот здесь у нас еще что-то. Это, конечно же, искусственные поводы, но поводы вполне разумные и благовидные для того, чтобы вспомнить то или иное явление или событие, связанное с актуальными проблемами нынешней нашей церковной жизни, или найти способ решения этих проблем», — отметил он в своем комментарии.

***

Текущий год проходит под знаком 1000-летия преставления равноапостольного князя Владимира. Масштаб мероприятий превосходит все предыдущие аналогичные празднества. Ковчег с частицей мощей святого Владимира в течение нескольких месяцев посетит десятки городов России, побывает в Белоруссии. 

В Москве установят (правда, пока не до конца ясно, где именно: мнения жителей Москвы разделились) памятник Крестителю Руси. Бюджет празднований известен: он составляет порядка 1 млрд. рублей. Остается только догадываться, какое количество людей в разной роли и на разных стадиях принимает и примет участие в подготовке юбилейных мероприятий. Но с большой долей вероятности можно предположить, что неофициальный рекорд, установленный в 2003 году, когда отмечалось 100-летие прославления преподобного серафима Саровского, — 25 тысяч человек, принявших участие в подготовке празднований, — будет побит.

11
Вск
2016