Станьте участником команды «Рублева»

cross
Главная / Новости / ​Уполномоченный по делам религий: «государево око» для Церкви

​Уполномоченный по делам религий: «государево око» для Церкви

Уполномоченный по делам религий: «государево око» для Церкви
А+
Распечатать
Фото: shutterstock.com

См. также:

Протоиерей Алексий Уминский: «Наш обмудсмен — Господь Иисус Христос»

Протоиерей Дионисий Поздняев: «Государство не имеет компетенций для такого контроля»

***

Инициатива депутата Милонова об учреждении якобы новой должности в органах власти не должна никого вводить в заблуждение: речь не идет о создании какой-то новой структуры. История взаимодействия государственной власти и религиозных организаций началась не вчера.

Идея назначить специального чиновника, который осуществлял бы контакты с Церковью, родилась у Петра I в начале XVIII века — когда он упразднил патриаршество. В 1722 году в России появилась должность обер-прокурора — «ока государева и стряпчего о делах государственных в Синоде».

Характер взаимоотношений Церкви с обер-прокурорами если и менялся в течение последующих двух столетий, то несущественно: без ведома этого чиновника Синод не мог принимать никаких сколь-нибудь важных решений.

В 1917 году Временное правительство упразднило эту должность, учредив, между тем, Министерство исповеданий. Но в скором времени большевистская власть, приняв декрет об отделении Церкви от государства, распустила и эту структуру.

В 1917 году на Поместном соборе Русской церкви один из его участников архиепископ Таврический Димитрий (Абашидзе) так охарактеризовал обер-прокурорский период в истории Русской церкви:

«Явилось преемство власти не в рясах, а во фраках и мундирах. Преемство людей неверующих, явных отступников от веры, по рождению и воспитанию не принадлежащих к русскому народу. Таковы князь Голицын, Мелиссино и другие. Были и верующие, но они были незаконными патриархами Русской Церкви, потому что, ужасно сказать, они были не патриархами русскими, а папами римскими на патриаршем престоле».


Советская Россия

В феврале 1918 года Совет народных комиссаров опубликовал декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. Все религиозные организации были лишены прав юридического лица и всех прав собственности. Большевицкое правительство начало планомерную борьбу с Церковью и развернуло атеистическую пропаганду.

1 мая 1919 г. под грифом «Строго секретно» выходит указание Ленина «О борьбе с попами и религией», адресованное председателю ВЧК Дзержинскому. 

Текст этого распоряжения краток:

«В соответствии с решением В.Ц.И.К. и Сов. Нар. Комиссаров, необходимо как можно быстрее покончить с попами и религией. Попов надлежит арестовывать как контрреволюционеров и саботажников, расстреливать беспощадно и повсеместно. И как можно больше. Церкви подлежат закрытию. Помещения храмов опечатывать и превращать в склады».

По сути, главным органом, в компетенцию которого вошла «работа» с Русской церковью, стала Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК). Развернулись жестокие репрессии.

Это ленинское указание было отменено лишь в 1939 году по распоряжению Сталина.


СССР

Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете Народных Комиссаров СССР был создан после памятной встречи Сталина с иерархами в 1943 году. В должности Председателя Совета был утвержден Г.Г. Карпов, профессиональный чекист.

Целью его создания было поддержание имиджа Советского Союза на международной арене. 

В 1965 году организация была переименована в Совет по делам религий при Совете Министров СССР. 

Советская власть смотрела на отделение Церкви от государства однозначно: в обществе Церковь не должна была иметь никакого статуса и никакого влияния. Основной функцией совета был надзор за деятельностью религиозных организаций и в первую очередь — Русской православной церкви. Запрещались требы без соответствующего учета и оформления, проведение богослужений в запрещенных местах, совершение крещений на дому у священников, привлечение к службе детей, крещение детей без согласия обоих родителей и пр.

Важной функцией также была «политико-воспитательная работа» с духовенством: в лице Русской православной церкви хотели получить своего рода духовно-идеологическую подпорку для политики, проводимой коммунистической партией. Поэтому все кадровые решения (в первую очередь епископские назначения) в обязательном порядке согласовывались в Совете.

Специальные осведомители вели пристальный контроль за богослужениями — на предмет присутствия в храмах молодежи, членов комсомола или КПСС, а также за содержанием проповедей. 


Оригинальные методы 

Советские чиновники пытались отвлечь молодежь от интереса к Церкви разными способами. Одним из наиболее нестандартных был следующий: в пасхальную ночь в кинотеатрах вне всякого расписания показывали какой-нибудь иностранный фильм. На языке пропаганды это называлось «отвлекающее мероприятие».

Кино использовали и для «вразумления» слушателей духовных школ. Список кинофильмов, которые демонстрировались в 1971-1972 учебном годах в Одесской семинарии, говорит сам за себя: 

«Мое последнее танго»,
«Кража»,
«Бриллиантовая рука»,
«Они сражались за Родину»,
«Итальянец в Америке»,
«О любви»,
«Поместный Собор Русской Православной Церкви в 1971 г.»,
«Опасные гастроли»,
«Девушка в черном»,
«Андрей Рублев»,
«Сын прокурора»,
«Дикое сердце»,
«Цена быстрых секунд»,
«Рожденная свободной»,
«Золотой теленок»,
«Дорога мечты»,
«Сезон любви»,
«Серенада большой любви»,
«Поезд в дальний август»,
«Достояние республики»,
«После тьмы свет»,
«Убийство в тихом квартале»,
«Приключения на берегах Онтарио»,
«Ромео и Джульетта»,
«Погоня». 

Здесь и непременные патриотические ленты, и западные картины, хотя присутствуют в списке и «Андрей Рублев», и документальная лента о Поместном соборе 1971 года.

Вообще, семинарии и академии находились под постоянным давлением «кураторов». Особенную тревогу органов вызывали абитуриенты с Украины и из Молдавии, количество которых увеличивалось год от года. Сложно представить, но абитуриенту-не москвичу было практически невозможно ознакомиться с правилами приема в духовные школы: они публиковались только в «Журнале Московской Патриархии», а журнал выходил ничтожно малым тиражом и был недоступен.

Ситуация поменялась лишь в конце 1980-х годов.


Что думают сами священники?

О восприятии деятельности уполномоченных по делам религии выражает поговорка, которую до сих пор помнят пожилые священники: «Уполномоченный: упал и — намоченный». Речь шла о подмоченной репутации: сотрудничество с этими чиновниками почиталось за отступление от профессиональной этики.

По мнению настоятеля храма в честь святых апостолов Петра и Павла в Гонконге протоиерея Дионисия Поздняева, светское государство не имеет компетенций для контроля над религиозными организациями в силу своей секулярности. «В случае создания института уполномоченных могут возникнуть предпосылки для вмешательства светского государства в дела религиозных общин. Такой шаг способен повлечь за собой создание неофициальных или подпольных форм религиозной жизни», — считает священник.

В комментарии для Rublev.com он также рассказал о практике взаимодействия православных приходов и государственных властей на примере Китая и Гонконга. По его словам, Китай в этом смысле следует советской модели, стараясь контролировать религиозную жизнь граждан и рассматривая религиозные вопросы под политическим углом. Этим занимается Управление по делам религий.

«Возможно, поэтому значительная часть верующих в Китае предпочитает объединяться в неконтролируемые государством религиозные организации, — отметил протоиерей. — В Гонконге ситуация принципиально иная. В Гонконге вообще нет процедуры регистрации религиозных организаций. Равно как и контроля. Религиозные организации (и наш приход в том числе) должны, конечно, решать свои хозяйственные вопросы, но для этого достаточно учредить какое-то юридическое лицо».

Настоятель московского храма Святой Троицы в Хохлах протоиерей Алексей Уминский считает, что для Церкви и для верующих людей эта идея бесполезна. Но ситуацией смогут воспользоваться секты и нетрадиционные религиозные течения. «Они получат новую возможность для продвижения своих идей, постоянных судебных исков по отношению к тем, кто каким-то образом этим сектам и новым религиозным движениям станет противодействовать», — предупредил священнослужитель в своем комментарии для Rublev.com.

«Для нас, христиан, такая подмена — быть защищаемым в нашей духовной жизни от кого-то кем-то, кроме Бога, — выглядит довольно странно, — отметил протоиерей. — Потому что мы, христиане, не боимся ни мира сего, ни того что в мире. И если мы живем по заповедям Божьим, если Господь с нами — то Господь нас и защищает. Он наш омбудсмен — Господь наш Иисус Христос. Другого нам не надо. А все остальное — это довольно странные политические манипуляции».


Страны Ближнего зарубежья

В соседних государствах практически везде существуют государственные структуры, призванные обеспечивать взаимодействие между властью и религиозными организациями.

На Украине существует должность Уполномоченного по делам религий и национальностей, а также функционирует Государственный комитет Украины по делам национальностей и религий.

В Белоруссии должность Уполномоченного по делам религий и национальностей существует с 2006 года.

Молдова: в 2007 году Государственная служба по проблемам культов при Правительстве Республики Молдова была ликвидирована, а ее функции переданы Министерству юстиции.

Казахстан: Комитет по делам религии создан в 2005 году.

Таджикистан: Комитет по делам религии, упорядочения национальных традиций, торжеств и обрядов при Правительстве Республики Таджикистан (2010).

Кыргызстан: Государственная комиссия по делам религий Кыргызской Республики (2012).

Туркменистан: Генгеш (Совет) по делам религии при президенте страны (1994).

Узбекистан: Комитет по делам религий при Кабинете Министров Республики Узбекистан.

8
Чтв
2016