Станьте участником команды «Рублева»

cross
Поздравляем Святейшего Патриарха Кирилла с 70-летием!
Главная / Новости / ​Как стать медиаграмотным, не став при этом интернет-зависимым?

​Как стать медиаграмотным, не став при этом интернет-зависимым?

Как стать медиаграмотным, не став при этом интернет-зависимым?
А+
Распечатать
Фото: shutterstock.com

Что значит быть медиаграмотным?

Это значит не просто уметь пользоваться современными электронными девайсами и гаджетами. Критериям медиаграмотности в нашей стране посвящен целый подзаконный нормативный правовой акт — приказ Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Он принят в июле прошлого года и содержит перечень навыков, которые делают их обладателя медиаграмотным человеком.

Так, например, на первом месте в списке — умение пользоваться поисковыми системами и находить необходимую информацию. На первый взгляд, это базовый навык, который приобретают даже дети, когда ищут в сети мультфильмы. Однако правильно искать информацию в сети действительно надо уметь. Недаром вот уже много лет проводятся чемпионаты по поиску в интернете. 

«Способность обращать внимание на источники информации, верифицировать информацию и критически ее оценивать» — это уже более сложный навык. Он предполагает процесс самостоятельного осмысления получаемой информации, некий анализ. А аналитическое мышление — не столь распространенное свойство человеческого ума, как может показаться.


Мнения экспертов

Тем более сложно сориентироваться в интернете, ведь информация, в нем хранящаяся, может изменяться, трансформироваться, она может быть вообще удалена. На это обратил внимание один из участников проходящей в Афинах международной конференции «Электронные СМИ и православное пастырское душепопечение» протоиерей Константин Коман, профессор богословского факультета Бухарестского университета. «Мир — и интернет как его часть — постоянно меняется. Церковь же, литургия — это то, что неизменно. Когда мы кого-то по-настоящему любим, мы не хотим ничего менять. В интернете же все меняется и эфемерно. Святые отцы предпочитали лаконичный вид коммуникации, а чаще всего — тишину. Интернет же — бесконечная и зачастую бессмысленная коммуникация». По мнению проф. Комана, главная черта интернета состоит в том, что поверхностная, «быстрая» информация, составляющая его природу, противостоит глубокому знанию.

Другим важным умением, отличающим рядового пользователя от человека, освоившего основные правила обращения с информацией, является умение защитить свои персональные данные в сети Интернет и способность не допускать утечки информации, касающейся личной жизни, которая может представлять интерес для злоумышленников. 

Дискуссия вокруг защиты персональных данных — одна из самых острых, она продолжается уже несколько лет и условно разделила аудиторию на два лагеря. С одной стороны «баррикад» находятся те пользователи, которые фактически живут цифровыми технологиями и потому уже привыкли к тому, что их персональные данные зафиксированы множеством самых различных ресурсов и сервисов — начиная с государственных и заканчивая коммерческими. С другой расположились консервативно настроенные люди, которые, как правило, не являются активными пользователями интернета. Им, исходя из логики, опасаться за свои данные стоит меньше, но на деле ситуация противоположная: те, кто меньше пользуется технологиями, озабочен проблемой гораздо серьезнее. 

Больше всего вопросов вызывают социальные сети. Именно они завоевали самую массовую аудиторию, и именно они в наибольшей степени требуют от своих пользователей поделиться личной информацией. Но, как свидетельствуют данные статистики, российская интернет-аудитория не склонна относиться к этому факту как к угрозе: на днях замеры показали, что количество пользователей сети «ВКонтакте» превысило аудиторию «Первого канала».

Объяснений этому феномену — популярности социальных сетей — сформулировано множество. Одну из точек зрения на проблему высказал на конференции в Афинах протоиерей Патрик О’Гради (США). По его мнению, в основе популярности социальных сетей лежит желание человека предстать в глазах окружающих кем-то или чем-то лучшим, нежели он является на деле. «Публичное хвастовство — одна из самых характерных черт интернета, — отметил он. Он также признал, что сетевые технологии, несмотря на кажущуюся простоту общения, на деле препятствуют настоящему общению — как людей друг с другом, так и людей с Богом. — Когда существовала жизнь без технологии, было меньше барьеров между Богом и человеком».

Согласную с ним точку зрения высказала монахиня Сара Халаби, программист по образованию. «Аккаунты в соцсетях — ничто иное, как демонстрация идеальных черт самого себя, — считает она. — Интернет становится в наше время новым местом построения идентичности человека. Происходит то, что называют extended real life, — возникает усиленная реальность».

Медиаграмотный человек должен знать и владеть системами «родительского контроля», а также уметь научить детей правилам поведения в интернете. Наконец, необходимым навыком также является способность сопоставлять информацию из различных источников, стремиться проверять любую полученную информацию. Отчасти этот критерий перекликается с первым. Не секрет, что интернет является каналом, по которому распространяется огромное количество неточной, непроверенной и часто заведомо ложной информации. Распространение так называемых фейковых (от английского fake — «подделка, подлог, фальшивка») публикаций стало неотъемлемой частью киберпространства и инструментом манипуляций массовым сознанием. 

На эту проблему указала в своем выступлении главный редактор сайта «Православие и мир» Анна Данилова. «В современном интернете нет недостатка информации, скорее переизбыток, — отметила она. — При том количестве информационных каналов, что есть, уже часто невозможно различить, где правда, а где фейк». Другим недостатком современных сетевых СМИ она назвала отсутствие заинтересованности с их стороны в слушателе. «Православным СМИ нужны слова искренних чувств — сочувствия, соболезнования, любви. Нужно любыми силами избегать поляризации и hate-speech — это то, что разрушает миссию в интернете», — подчеркнула она. Пока же, по мнению Анны Даниловой, наблюдается процесс обесценивания слова как главного инструмента общения между людьми.

Между тем явление размещения в сети ложной информации приобрело такие масштабы, что породило «ответ» со стороны аудитории — сайты, разоблачающие информационные фальсификации.


История вопроса

Любопытно, что негативное влияние СМИ и медиа люди заметили отнюдь не в эпоху интернета. Еще в 1920—1930-е годы как в Европе, так и в России были предприняты первые попытки научить людей противостоять вредным эффектам и трендам, порожденным информационной средой того времени — газетами, журналами, радио.

Во второй половине XX века роль медиа в жизни общества и их влияние стали расти в прогрессии. Особенно заметным этапом стало распространение телевидения и связанное с этим усиление воздействия на сознание человека документальной картинки, ожившей на экране телевизора.

Следующим скачком стало распространение интернета. На сегодняшний день степень проникновения сетевых технологий в повседневную жизнь в развитых странах такова, что заставляет их правительства всерьез заниматься вопросами информационной безопасности и информационного здоровья граждан. Так, например, сегодня в Великобритании и Австралии медиаграмотность является отдельным курсом в комплексе гуманитарных предметов, в Финляндии еще в 1970 году медиаобразование вошло в перечень предметов средней школы, а в вузы — в 1977 году. В Швеции оно является обязательным предметом с 1980 года.


См. также: 

Пастырское служение и новые медиа: каким путем пойдет Церковь в эпоху цифровых технологий

«ВКонтакте» стал популярнее «Первого канала»

Наталья Лосева: «Мы видим огромные преимущества, которые дают новые медиа для миссии, проповеди»


3
Суб
2016