Станьте участником команды «Рублева»

cross
Главная / Новости / На Спасской башне Кремля вновь открыта надвратная икона Спаса Нерукотворного

На Спасской башне Кремля вновь открыта надвратная икона Спаса Нерукотворного

На Спасской башне Кремля вновь появилась надвратная икона Спаса
А+
Распечатать
Фото: shutterstock.com

По словам официального представителя ФСО Сергея Девятова, реставрация затронула всю башню — от рубиновой звезды до фундамента.

Впервые с 1946 года отремонтировали металлические конструкции звезды, заменили старую лампу накаливания на современные, галогенные. Обновили механические куранты 1767 года: покрыли сусальным золотом стрелки, отреставрировали циферблаты, проверили механизм. Расчехлили колокола на звоннице курантов. Теперь они отбивают каждую четверть часа.       

Ремонтные работы коснулись и башенных стен. Отреставрировали и законсервировали древнюю кирпичную кладку и белокаменные резные украшения, а также навершие звонницы. На всякий случай проверили фундамент. 

Над воротами Спасской башни укрепили надвратную икону Спаса Нерукотворного. В середине XVII века по указу царя Алексея Михайловича икона впервые оказалась на башне — в память о чудесном избавлении Москвы от чумы. Лику поклонялись все, кто проходил через Спасские ворота. Под воротами нельзя было проезжать верхом, мужчинам следовало снимать шапки. Икону неоднократно реставрировали — в XVIII и в XIX веках. Но в 1937 году, когда на верхушки башен устанавливали звезды, она пропала и считалась утраченной вплоть до 2010 года, когда ее нашли замурованную в стену башни.

На Спасской башне Кремля вновь появилась надвратная икона Спаса

Фото: Московская Патриархия

До сих пор специалисты спорят по поводу того, кто и когда приказал сохранить лик и кто это исполнил — никаких официальных документов и свидетельств этому нет. Предполагается, что все было сделано очень быстро и с разрешения коменданта Кремля. Сходятся ученые в одном, что замурована она была профессионально, с особой тщательностью. В фасадной башенной нише, покрытый слоем удивительно аккуратно нанесенной штукатурки, был обнаружен металлический каркас с натянутой поверх металлической сеткой. Воздушная прослойка между иконой и металлической конструкцией составляла 5 сантиметров. Работала вся конструкция как своеобразный термос. Есть мнение, что такую методику консервации применяли в мастерской Игоря Грабаря.

4
Вск
2016