Станьте участником команды «Рублева»

cross
Главная / Новости / Прощение как дар. В России началась амнистия ко Дню Победы

Прощение как дар. В России началась амнистия ко Дню Победы

В России началась амнистия ко Дню Победы
А+
Распечатать
Фото: Михаил Моисеев

Казнить нельзя помиловать

Предание гласит, что еще святой князь Владимир, приняв крещение, удивил своих бояр тем, что отказывался казнить преступников. «Боюсь греха», — отвечал он на недоуменные вопросы своих приближенных. Тем не менее его убедили в том, что наказание за преступление — необходимая мера для поддержания порядка в государстве, причем не противоречащая Священному Писанию. 

«Основы социальной концепции», базовый мировоззренческий документ Русской Православной Церкви, посвящают проблеме целую главу — «Преступность, наказание, исправление». Церковь «понимает наказание не как месть, но как средство внутреннего очищения согрешившего», — говорится в этой главе документа. Кроме того, отмечается, что «покарание преступившего закон служит к научению людям». Слово «амнистия» в документе не упоминается. 

В другом месте — главе «Христианская этика и светское право» — содержится следующая формулировка: «Задача светского закона — не в том, чтобы лежащий во зле мир превратился в Царствие Божие, а в том, чтобы он не превратился в ад». 

Исправление через прощение

По мнению игумена Даниила (Жирнова), председателя комиссии по тюремному служению Московской епархии, выбор наказания или помилования для осужденного зависит от того, что будет эффективней для конкретного человека, исходя из его ситуации. «Например, когда в места лишения свободы попадают наркоманы, для них это наказание полезно, и они даже сами об этом впоследствии говорят. Многие из них утверждают, что умерли бы, не будь этого изолирующего их от наркотиков заключения, — отметил священник. — Наказание имеет свою воспитательную ценность. Но люди, которые вскоре будут освобождены, уже отбыли какую-то часть своего наказания. Они также прошли через следственные действия, суд, которые уже сами по себе являются психологической травмой. Особенно тяжким это было, я уверен, для тех, кто проходил не по криминальным делам. Таким образом, многие из них уже понесли своего рода наказание и, уверен, смогли осознать неправильность своих былых действий. Поэтому я более чем положительно отношусь к амнистии», — заявил он в комментарии для «Рублева».

С ним согласен ректор Института христианской психологии протоиерей Андрей Лоргус: «Любое освобождение человека из тюрьмы — праздник для всех. А потому само освобождение — действенное средство преображения людей и мира. Меньше тюрем — меньше страданий». 

Тем не менее, считает священник, наказание как неотвратимое последствие преступления должно быть всегда. «Если это не так, то преступление становится нормой, и границы видимого зла расплываются и размываются. И люди теряют различение добра и зла, теряют ощущение безопасности», — таково мнение священнослужителя.

Памятные даты как повод для государства проявить милосердие

Посвящение амнистии тому или иному праздничному событию или памятной дате, очевидно, должно играть роль некоего инструмента воспитания гражданского самосознания. Судить об эффективности такого подхода чрезвычайно сложно, но такая традиция сложилась еще в дореволюционной России: амнистии объявлялись по случаю коронации государей, побед в войнах, юбилейных дат царского дома (такой была амнистия 1913 года, приуроченная к 300-летию династии Романовых).

Советская власть традицию в целом поддержала. Причем некоторые из первых амнистий Советской России были приурочены к таким некруглым датам, как 2-я и 3-я годовщины Октябрьской Революции. При этом амнистии были явлением нечастым, перерыв в несколько лет был обычным делом. А самым продолжительным периодом без амнистий стал конец хрущевского правления и почти вся брежневская эпоха: с 1957 по 1977 годы в СССР амнистии не объявлялись.

Что касается масштабов, то самая крупная амнистия в постсоветской России была объявлена в 2000 году в связи с 55-й годовщиной Победы (она коснулась 877 тысяч человек). Позже были амнистии в 2001 году (без повода, под нее подпали 24 тысячи человек — несовершеннолетние и женщины), в 2006-м (в связи со столетием учреждения Государственной думы, 12 тысяч человек — старики, подростки с нетяжкими статьями, беременные и матери несовершеннолетних детей) и экономическая амнистия в 2013 году (1300 человек).

***

Амнистию к 70-летию Победы охарактеризовали как «широкую», то есть затрагивающую многочисленную группу осужденных. По мнению Валерия Сергеева, заместителя директора Центра содействия реформе уголовного правосудия, этот круг можно было расширить. 

«Я согласен с тем предложением, которое было у Совета по правам человека при президенте РФ. Они предлагали применить амнистию ко всем преступлениям, которые не повлекли за собой необратимых последствий, — заявил он в комментарии для «Рублева». — Вот это уже более широкое понятие, и сюда наверняка попали бы многие из категории тяжких преступлений. Потому что «тяжкое» — это только звучит жестко, а на самом деле это далеко не так ужасно». 

В качестве примера он привел грабеж мобильного телефона — преступление, по которому часто проходят подростки. «Совершают они подобное, как правило, по глупости, и их можно было бы тоже отпустить. Но если такое произошло в группе лиц, да еще и не обошлось без пары тумаков — это абсолютно точно будет в категории тяжких преступлений». 

Он также напомнил, что в ходе обсуждения проекта предстоящей амнистии высказывалось предложение, по которому всем осужденным, независимо от статьи, срок лишения свободы сокращался на один год. «Вот это был бы шикарный жест, и, я думаю, это бы в большей степени отвечало желаниям заключенных», — подчеркнул Сергеев.

Предложение, тем не менее, не нашло поддержки со стороны государственных органов. Равно как не коснулась предстоящая амнистия ни фигурантов «Болотного дела», ни братьев Навальных. 

Председатель думского комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников в одном из своих недавних выступлений напомнил, что «рецидив тех, кто вышел без амнистии, составляет 25—30%, для тех, кто вышел по амнистии, — 3—5%», сообщает ТАСС. Это можно рассматривать как подтверждение действенности данной меры.

***

Что значит это слово

Амнистия (от греческого слова άμνηστεία, прощение, собственно: забвение перенесенной неправды) — один из видов помилования, называемый у римлян “abolitio generalis personarum et causarum” (полное прощение лиц и забвение дел), составляет прерогативу верховной государственной власти и находит свое осуществление в исходящем от представителя ее, главы государства, распоряжения, по которому, исключительно по отношению к определенным разрядам наказываемых правонарушений и их виновникам, приостанавливается сила действующего уголовного закона — уголовное преследование или вовсе не возбуждается, или, если оно уже возбуждено, то должно прекратиться, причем исчезают и все уголовные последствия совершенного деяния.

Словарь Брокгауза и Эфрона

***

Как это работает

Амнистию объявляет Государственная дума, это входит в ее функции по Конституции РФ.

Амнистии посвящена статья 84 Уголовного кодекса РФ. В ней говорится:

«Актом об амнистии лица, совершившие преступления, могут быть освобождены от уголовной ответственности. Лица, осужденные за совершение преступлений, могут быть освобождены от наказания, либо назначенное им наказание может быть сокращенно или заменено более мягким видом наказания, либо такие лица могут быть освобождены от дополнительного вида наказания. С лиц, отбывших наказание, актом об амнистии может быть снята судимость».

Источник: www.amnistia.ru

***

Чем амнистия отличается от помилования

Несмотря на близость значений, эти слова обозначают различные вещи.

Акт помилования издается в отношении конкретного человека или нескольких лиц, совершивших то или иное деяние. Амнистия же распространяется на широкий круг осужденных, объединенных единым формальным критерием (матери малолетних детей, лица престарелого возраста и так далее). Осужденных за тяжкие или особо тяжкие преступления нельзя амнистировать, но их можно помиловать.

Чтобы быть помилованным, осужденному необходимо проявить инициативу, хотя в отдельных случаях акт может издаваться и без такого волеизъявления. Чтобы попасть под амнистию, такое согласие не требуется.

Помилование является актом правоприменительной практики, в то время как амнистия носит нормативный характер.

После того как акт о помиловании издан, он подлежит немедленной реализации. Амнистию же можно реализовать лишь через уголовно-исполнительные органы, которые применяют ее нормы к своим подопечным.

См. также:

Заключенным разрешили встречи со священниками законодательно

5
Пнд
2016