Станьте участником команды «Рублева»

cross
Главная / Новости / Какие танцы нас оскорбляют?

Какие танцы нас оскорбляют?

Какие танцы нас оскорбляют
А+
Распечатать
Фото: shutterstock.com

«Пошлый», «оскорбительный» — такие эпитеты сыпались в адрес танца в стиле африканских племен — тверка. 

Постановщики танца «Пчелки и Винни-Пух» в ответ объясняли, что это основа тверка — толкающие движения бедрами полуприсев или стоя. Но возмущенная общественность осталась при своем мнении. 

Дело дошло до следственного комитета — ведомство завело дело за разврат. В итоге танцевальную школу закрыли, а в Оренбурге создали комиссию, которая будет цензурировать репертуар местных художественных коллективов.   

Настоятель храма Александра Невского при МГИМО, член редакционного совета журнала «Фома» протоиерей Игорь Фомин: «Если бы такой танец, как тверк, показали где-нибудь в Норвегии, он вызвал бы бурю восхищения и громкие аплодисменты, потому что границы морали и нравственности в этой стране с точки зрения православного человека сильно размыты. Для нашей же страны, которая зиждется на христианских ценностях, с точки зрения Евангелия подобные танцы можно назвать не иначе как неадекватными». 

Танец — это культурный выбор

Наталия Данилова, руководитель студии исторического и современного бального танца «Танец весны», прихожанка храма преподобного Серафима Саровского в Раеве: «Культурная жизнь разнообразна, и верующему человеку приходится все время выбирать, танцы — частный случай такого выбора. Я сама занималась не только бальными танцами, но и современными танцевальными направлениями (джаз-модерном, рок-н-роллом, хип-хопом) и могу сказать, что некоторые вполне приемлемы для всех, в том числе для верующих. Наиболее универсальными направлениями и подходящими для всех я считаю классический, спортивный бальный и исторический бальный танец, остальное — вопрос вкуса и личных пристрастий. Сейчас очень много новых направлений, пришедших к нам из США, Европы, Африки, и тут стоит выбирать индивидуально, сложно сказать про все виды танцев. Явно неподобающими считаю танцевальные направления, открыто изображающие соблазнение, предполагающие раздевание или очень откровенные наряды: стрип-пластику, тверк и прочие».

Руководствоваться совестью и здравым смыслом

Полина Федорова, филолог, культуролог, литератор и автор статей о культуре начала ХХ века и истории Церкви: «В годы моего увлечения испанским языком и культурой Латинской Америки я стала заниматься и танцами — бачатой, реггетоном. Это танцы достаточно откровенные: они включают как вызывающие движения, так и тесный телесный контакт в паре. Мне нравилась музыка, нравились сами движения, возможность укрепить мышцы, усилить гибкость, но сексуальная составляющая была, конечно, недопустима. 

У меня тогда не было духовного отца, чтобы посоветоваться, поэтому я старалась руководствоваться своей совестью и здравым смыслом. Я практически не ходила на латино-вечеринки, где эти танцы можно было попрактиковать в «полевых условиях». Группы, в которых занимаются танцами, состоят обычно из одних девушек. В этих условиях танец танцуется соло или в паре с девушкой, исполняющей мужскую партию. В качестве преподавателя также можно выбрать женщину. Это позволяет минимизировать возможные соблазны».

Революционный вальс

«Исторические бальные танцы возвышают человека, а не снижают его до уровня низменных потребностей, — говорит художественный руководитель студии исторического бального танца при Российском Православном Университете Алина Добрынина. — В них все исходит из того, что есть дама и кавалер. Такие танцы учат молодых людей уважению друг к другу, правильному распределению ролей между мужчиной и женщиной. Достойное поведение, обучение этикету, нормам морали и нравственности — вот что дают молодым людям сегодня занятия благородными бальными танцами». 

Однако 200 лет назад степень благородства бального танца — вальса — вызывала большие вопросы в Российской империи. Император Павел I не одобрил появление вальса в России. Считая вальс танцем революционного мещанства, в 1797 году специальным указом он его запретил. Однако спустя год вальс вернулся ко двору — Павел I влюбился в княжну Анну Лопухину, которой очень нравились балы вообще и вальс в частности. 

В 1914 году указом министра народного просвещения в России запрещено было танцевать танго. Фокстрот в СССР считался вульгарным — журнал «Жизнь искусства» опубликовал статью под заголовком «Новый вид порнографии. Танец фокстрот». Сейчас эти танцевальные направления считаются классикой. 

Если вальс танцуют нагишом — это наглое бесстыдство

«В любой человеческой общности есть границы приличия, которые определяются основными ценностями, — говорит главный редактор Bogoslov.ru, протоиерей Павел Великанов. — То, что вызывает «похоть очей и похоть плоти», с точки зрения христианина, не может быть одобрено. В разных культурах, понятно, свои границы — но при этом они присутствуют. И то, что приемлемо для аборигенов Австралии, для адекватного европейца может быть глубоко оскорбительным». 

«Среди латиноамериканских танцев есть и такие, которые христианину танцевать вообще нельзя ни в какой обстановке. Это кубинская румба. Она происходит от обрядовых танцев религии народа йоруба, от которого произошли чернокожие кубинцы, и ныне используется в ритуалах народного кубинского культа сантерия. Это самое настоящее язычество», — считает Полина Федорова.

По словам отца Павла Великанова, не стоит требовать от Церкви осуждения или поддержки какого-то конкретного вида или направления искусства как такового. Кому-то танцы нравятся, а кому-то — нет. Вальс – прекрасный танец, но если его танцуют нагишом — это наглое бесстыдство. 


5
Пнд
2016