Станьте участником команды «Рублева»

cross
Главная / Новости / Как православие относится к мигрантам...

Как православие относится к мигрантам...

 Как православие относится к мигрантам
А+
Распечатать
Фото: Фотобанк Лори

Напомним, что в Средиземном море затонул паром с нелегальными мигрантами, направлявшийся из Африки в Италию. Из 700 человек спаслись лишь 28.

По сообщению информагентств, паром затонул после того, как пассажиры сгрудились у одного борта, пытаясь привлечь внимание проходящего мимо торгового судна. Паром сильно накренился, зачерпнул воды и пошел ко дну.

Все чаще приходят сообщения о том, что в страны Европы прибывают сотни выходцев из африканских стран. К сожалению, часто попытки мигрантов добраться до берега заканчиваются трагически. По данным управления верховного комиссара ООН по делам беженцев, с начала года в Средиземном море погибли 950 человек, сообщают РИА «Новости».

Православие и мигранты

Христиане убеждены, что, принимая странника, они принимают Самого Христа. Вспомним Новый Завет, слова Иисуса: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: <…> ибо <…> был странником, и вы приняли Меня. <…> Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25:34—36, 40).

Высший церковный совет Русской православной церкви принял документ о принципах и направлениях работы с мигрантами. Согласно ему — и библейскому идеалу странноприимства — Церковь помогает мигрантам и переселенцам.

«Какой-то выстроенной системы работы с мигрантами у нас нет, мы действуем обычно по ситуации, — рассказывает священник Максим Первозванский, клирик московского храма Сорока мучеников Севастийских в Спасской слободе. — Один из наших прихожан — молдаванин, работает в Москве уже 15 лет. Квалифицированный специалист, купил патент на сварочные работы. Работал на большом объекте. Как-то к нему пришли из ФМС, когда он красил то, что только что приварил, и лишили права на пребывание в России на 5 лет. Только из-за того, что он что-то красил, что начальник велел. Мы пытались помочь, в том числе юридически, но суд принял сторону сотрудников ФМС. Наш прихожанин — человек честный и признал, что держал кисть с краской, но он ведь ничего плохого не совершал. К нему придрались по формальному поводу. Сейчас этому человеку, которому около 50 лет, приходится жить на нелегальном положении, содержать мать и дочь. Естественно, у него тяжелый душевный кризис».

Ангар спасения

«У нас есть проект «Ангар спасения», занимающийся исключительно помощью бездомным людям, — говорит пресс-секретарь православной службы помощи «Милосердие»  Анна Овсянникова. — Среди них очень много мигрантов, например из Средней Азии. Эти люди приезжают в Москву на заработки и зачастую ввиду незнания и сложности адаптации попадают на улицу. Мы предоставляем им место для ночлега, еду и чистую одежду. Бывает, помогаем приезжим восстановить документы, чтобы они могли вернуться на родину. Налаживаем связь с посольствами и консульствами стран, из которых они приехали. Это такая базовая, экстренная помощь, но она зачастую помогает мигранту выжить, не пропасть в чужеродной среде».

Тем не менее, по словам Овсянниковой, несмотря на существование более чем 20 проектов, в рамках «Милосердия» отдельного проекта помощи мигрантам нет.  

Первыми христианскими мигрантами были апостолы

Напомним, что христианство и миграция связаны исторически. Почти все апостолы покинули свою родину для проповеди о Христе, много путешествовали и благовествовали в других странах и стали иммигрантами. Так, апостолы Петр и Павел прожили конец своей жизни в Риме, где и приняли мученическую смерть от рук язычников.

О политике православной Византийской империи по отношению к переселенцам рассказывает историк и религиовед Илья Попов: «Одна из главных мыслей в проповеди Христа очень широко известна: «нет ни иудея, ни эллина, варвара, скифа». Провозгласив на ее основе концепцию равенства людей любой крови и социального положения, Церковь в эпоху поздней античности и в Византии никогда не воспринимала присутствие разноязычных и разнокультурных людей среди своей паствы как неразрешимую проблему. Вопрос отношения к мигрантам, переселенцам, «чужакам» в основном оставался лишь политическим. Его решением занималось римское и затем византийское государство, которое предоставляло этим людям земли для расселения, должности в армии и средства на строительство своего хозяйства».

Работа с мигрантами — инициатива приходов 

Опрошенные rublev.com приходские священники утверждают, что работа с мигрантами как правило ведется без какой-то выстроенной системы: по ситуации или в связи со спецификой прихода. Например, на подворье Сербской православной церкви в Москве помогают сербам-мигрантам. В иных храмах вообще не ведется никакой работы с мигрантами. 

Историй, связанных с судьбами мигрантов в России, много. Безусловно, некоторые вопросы с мигрантами требуют решения на государственном уровне, но нельзя забывать о простом милосердии к ближнему. 

8
Чтв
2016