Станьте участником команды «Рублева»

Главная / Новости / ​14 октября Православная церковь отмечает праздник Покрова Пресвятой Богородицы

​14 октября Православная церковь отмечает праздник Покрова Пресвятой Богородицы

Покров Пресвятой Богородицы, Новгород, конец XIV века
А+
Распечатать
Фото: public domain

В традиции русского православия праздник отмечается 14 октября (1 октября ст. ст.), в греческом православии празднуется 1 и 28 октября по новому стилю. В основу праздника положено предание о явлении Божией Матери Андрею, Христа ради юродивому. Это произошло во Влахернском храме в Константинополе, в котором хранилась риза Божией Матери. 

В житии Андрея Юродивого, помещенном в Великих Четьих Минеях, не указан ни день недели, ни какое-либо число, сказано лишь, что видение было во время всенощного бдения, в четвертом часу ночи, во Влахернском храме. 

Лишь в конце XVII века святитель Димитрий Ростовский в своих Четьих-Минеях указал, что чудесное видение произошло в правление императора Льва Мудрого, в воскресенье 1 октября.

О датировке события существуют различные мнения; согласно одной из версий, оно могло произойти в 902 или 910 годах, при императоре Льве Мудром и патриархе Макарии, когда Византийская империя вела войну с сарацинами — мусульманами, и Константинополю угрожала опасность.

В других источниках говорится о войне с племенами русов в 860 году или болгар в 926 году.

Согласно житию св. Андрея, Богородица «высоко», то есть по воздуху, пришла царскими вратами в сопровождении Иоанна Предтечи и Иоанна Богослова, которые по обеим сторонам поддерживали Пречистую; рядом с Богородицей были многие святые, поющие духовные песнопения, в белых одеждах, одни шли впереди Девы Марии, другие после Нее.

Остановившись вблизи амвона, перед алтарем, Богоматерь сняла с Себя омофор, который был на верху Ее головы, и держала над молящимися людьми, при этом омофор сиял как солнце. Спустя время Богородица удалилась.

В Житиях святых свт. Димитрия Ростовского так описывается молитва Божией Матери:

«Когда святой Андрей с Епифанием созерцали сие дивное видение, Богоматерь молилась на долгий час, обливая слезами Свое Боговидное и Пречистое лицо. Окончив здесь молитву, подошла к престолу, молилась и здесь за предстоящий народ. По окончании молитвы, сняла с Себя блиставшее наподобие молнии великое и страшное покрывало, которое носила на Пречистой главе Своей и, держа его с великою торжественностью Своими Пречистыми руками, распростерла над всем стоящим народом. Чудные сии мужи довольно время смотрели на сие распростертое над народом покрывало и блиставшую наподобие молнии славу Господню; и доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало. По отшествии же Ее, сделалось и оно невидимо. Но взяв его с собою, Она оставила благодать бывшим там».

Что касается истории установления праздника, то и тут у исследователей существуют разногласия. Точка зрения, согласно которой праздник имеет византийское происхождение, сформулирована афонским монахом Пахомием Логофетом, знаменитый агиографом XV века, в «Похвальном слове на Покров», помещенном в Великих Четьих Минеях. Он говорит о том, что праздник установлен в Константинополе и оттуда пришел на Русь, не приводя, однако, никаких доказательств.

Традиционная для Русской церкви точка зрения связывает установление и начало почитания этого праздника с именем князя Андрея Боголюбского.

Согласно этой версии, в память заступничества Богородицы через Ее Владимирскую икону за войско Андрея Боголюбского в походе против волжских булгар в 1164 году князь распорядился учредить праздники — в честь Покрова Пресвятой Богородицы (1 октября) и Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы (1 августа), вошедшие в литургический обиход Русской Церкви. 

Однако существует мнение, что инициатором установления праздника был не Андрей Боголюбский, а его дед Владимир Всеволодович Мономах.

Древнейшие образы Покрова в древнерусском искусстве представлены в Суздале — на вратах Рождественского собора (начало XIII века) и в Пскове — в росписях собора Снетогорского монастыря (1313).

XIV веком датируются иконы из Покровского монастыря в Суздале (собрание Государственной Третьяковской галереи), Зверина монастыря в Новгороде и икона из Восточной Галиции, находящаяся в собрании Национального Художественного музея Украины.


Церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы: второе место по общему числу храмов Русской церкви

На территории России Покрову Пресвятой Богородицы посвящено около 1400 храмов (действующих, сохранившихся и не сохранившихся, включая домовые, а также часовни), что ставит праздник Покрова на второе место в общей статистике. На первом месте — храмы в честь Николая Чудотворца.

На Руси храмы в честь Покрова Божией Матери появились в XII веке. Всемирно известный храм Покрова на Нерли был построен в 1165 году князем Андреем Боголюбским.

В Новгороде в XII веке существовал Зверинский монастырь с Богородичным храмом. В честь какого Богородичного праздника был сооружен храм, летописи не упоминают. В 1148 году храм сгорел. В 1300 году была срублена деревянная Богородицкая церковь в монастыре в Зверинце. В 1335 году был построен и освящен храм в честь Покрова, а монастырь получил новое название: Зверин-Покровский монастырь.

В Москве царь Иван Грозный построил собор Покрова Божией Матери у храма Святой Троицы (более известный как храм Василия Блаженного). На севере столицы, в Медведкове также находится старинный храм Покрова Пресвятой Богородицы, построенный в 1635 году князем Дмитрием Пожарским, как гласит предание, по обету в честь освобождения России от польской интервенции.

В центре Москвы, на Таганской улице находится Покровский женский монастырь (основан как мужской в 1635 году царем Михаилом Федоровичем в память своего родителя — Патриарха Филарета, скончавшегося в праздник Покрова Богородицы).

После 1917 года в одной Москве были закрыты более двух десятков Покровских храмов. Некоторые церкви были приспособлены под другие нужды, некоторые — уничтожены. Так, были снесены церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Грязях (Сошествия Святого Духа у Пречистенских ворот) 1699 года постройки, домовая церковь Покрова при Внуковской богадельне (1866 г.), церковь Покрова Пресвятого Богородицы в Голиках (1693 г.), домовая Покровская церковь при Александро-Мариинском институте, церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Кудрине (1714 г.), Покровская церковь в Левшине (1712 г.) и другие.



13 марта 2017
​Изображение Покровской церкви Дербента стало частью одного из логотипов города
6 ноября 2015
​В Брюсселе освящен храм Покрова Пресвятой Богородицы
9 октября 2015
​После почти столетнего перерыва вновь освящен храм Покрова на Нерли
Последние новости
​Третьяковская галерея выпустила очередной том научного каталога, посвященный древнейшим иконам, хранящимся в музее

Открывает издание описание центрального экспоната всей коллекции древнерусского искусства — великой православной святыни, Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.

24 мая 2021
0
​Икона Иоанна Предтечи «Ангел пустыни» вернулась в Вятский музей после 53 лет реставрации

Над восстановлением и сохранением образа более полувека трудилось несколько поколений специалистов Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. И. Э. Грабаря.

19 мая 2021
16823
Новости по теме
30
Втр
2021