Станьте участником команды «Рублева»

Главная / Новости / ​Десять лет назад состоялось воссоединение Русской православной церкви в Отечестве и за рубежом

​Десять лет назад состоялось воссоединение Русской православной церкви в Отечестве и за рубежом

Подписание Акта о каноническом общении между Русской православной церковью и Русской православной церковью заграницей
А+
Распечатать
Фото: Патриархия.ru

Десять лет назад, 17 мая 2007 года, в Москве состоялось подписание Акта о каноническом общении между Русской православной церковью Московского патриархата и Русской православной церковью заграницей.

Документ, который провозгласил воссоединение двух Церквей, подписали в храме Христа Спасителя патриарх Московский и всея Руси Алексий II и первоиерарх Русской церкви заграницей митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр.

Документ гласит, что «Русская православная церковь заграницей пребывает неотъемлемой самоуправляемой частью Поместной Русской православной церкви».

В результате подписания Акта произошло окончательное воссоединение Русской православной церкви и Русской православной церкви заграницей.

После подписания Акта патриарх Алексий II и митрополит Лавр совершили в храме Христа Спасителя первую совместную Божественную литургию.

Митрополит Иларион у памятника / Коренная пустынь
​В Курске установят памятник патриарху Алексию и митрополиту Лавру

Бронзовая скульптура «Воссоединение», изображающая двух иерархов, появится на территории мужского монастыря Рождества Пресвятой Богородицы «Коренная пустынь».

Подробнее


Разделение Церкви

История Русской православной церкви заграницей началась в годы гражданской войны, когда юг России был занят белой армией. В мае 1919 г. там состоялся церковный Собор, учредивший Временное высшее церковное управление, которое возглавил митрополит Киевский Антоний (Храповицкий) как старейший русский иерарх. Первое заседание Управления состоялось в ноябре 1920 г. на пароходе, следовавшем из Крыма с беженцами в Константинополь — город, который решено было избрать местом своего пребывания.

Каноническим основанием существования РПЦЗ является Постановление патриарха Тихона, синода и Высшего церковного управления №362, выпущенный в условиях гражданской войны в 1920 г. и позволявший епископам, оказавшимся вне связи с центральным церковным управлением, создавать временные объединения.

Однако вскоре решением сербского Собора епископов митрополиту Антонию был предоставлен патриарший дворец в Сремских Карловцах (Югославия), где в ноябре 1921 г. открылся церковный СОБОР, открыто не признававший коммунистическую власть в России; в ответ на это под давлением большевиков был издан патриарший Указ 348, упраздняющий Высшее церковное управление.

Последующий, в мае 1923 г., Архиерейский собор (при личном участии 12-ти епископов и с письменными отзывами от 16-ти других) постановил, что высшим органом РПЦЗ является ежегодный Собор под председательством митрополита Киевского Антония.

Окончательный разрыв отношений с Москвой произошел в конце 20-х годов, когда, после принятия в 1927 г. декларации митрополита Сергия (Страгородского) о лояльности советской власти и возможности сотрудничества с ней, подписи под этой декларацией стали требовать и от находившихся за рубежом русских православных епископов, что было для них неприемлемо.

Архиереи РПЦЗ в Сербии вместе с Патриархом Варнавой

Параллельно с РПЦЗ за рубежом возникла также Архиепископия (экзархат) русских православных приходов в Западной Европе, основанная в Париже митрополитом Евлогием (Георгиевским) и вошедшая в юрисдикцию Вселенского (Константинопольского) патриарха. Небольшая часть русских эмигрантов сохранила верность Московскому патриархату.

Во время второй мировой войны новому руководству РПЦЗ пришлось перевести Архиерейский собор в Мюнхен и пойти на сотрудничество с гитлеровскими властями.

В 1950 г. ее заграничный Синод переехал в Нью-Йорк.

С Московской патриархией РПЦЗ не имела полнокровных отношений ввиду разногласий, существующих еще с карловацкого периода. Представители зарубежной церкви называли два главных препятствия на пути к единству. В первую очередь это «сергианство» и «экуменизм» — сотрудничество Русской православной церкви с безбожной советской властью (декларация митрополита Сергия (Страгородского) 1927 г.) и участие РПЦ в экуменическом движении — движении к единству всех христианских конфессий, включая католиков и протестантов. Особой критике подвергается членство Русской православной церкви во Всемирном совете церквей. 

Представители же Русской церкви считают, что уступки советской власти были единственно возможным условием сохранения церковного института в стране, а участие в экуменическом движении необходимо для свидетельства о православии во внешнем мире.

Патриарх Сергий (Страгородский)
​Александр Щипков: Патриарх Сергий Страгородский будет канонизирован

Заместитель председателя синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с  обществом и СМИ заявил, что фигура стала спасительной для Церкви.

Подробнее


Воссоединение Церкви

Процесс воссоединения Русской церкви оказался непростым. Иерархи зарубежной церкви после распада СССР требовали от Московского патриархата покаяния за годы сотрудничества с безбожниками, одновременно приняв в свою юрисдикцию ряд приходов на территории России, чем только усугубили раскол. Таким образом, несмотря на освобождение Церкви в России от коммунистического гнета, раскол Русской церкви сохранился. Призывы к возвращению в лоно Матери-Церкви, неоднократно исходившие из Московской патриархии, не были восприняты за рубежом.

1 апреля 2003 года патриарх Алексий II отправил послание, адресованное иерархам, возглавляющим различные православные ветви русского происхождения. Таковых ветвей три: Русская православная церковь Московского патриархата, Русская православная церковь заграницей и экзархат Константинопольского патриархата для приходов русской традиции в Западной Европе.

Патриарх Алексий II предложил план, предусматривавший создание полунезависимого Митрополичьего округа, объединяющего все «ветви» Русской церкви под формальным руководством Московской патриархии и с перспективой предоставления автокефалии в обозримом будущем.

Однако начавшийся вскоре диалог с РПЦЗ продвинулся гораздо дальше, чем застопорившийся процесс формирования митрополичьего округа в Западной Европе.

Ключевую роль в этом процессе сыграла дипломатическая миссия президента РФ Владимира Путина. Находившийся с визитом в Америке в сентябре 2003 года президент встретился с первоиерархом РПЦЗ митрополитом Лавром и членами Синода РПЦЗ и передал им приглашение от патриарха Московского и Всея Руси Алексия II посетить Россию и наладить диалог.

Далее один за другим продолжали следовать шаги навстречу друг другу.

17 ноября 2003 года в Москву на встречу с патриархом Алексием II прибыли с официальным визитом архиепископ Берлинский и Германский Марк, архиепископ Сиднейский и Австралийско-Новозеландский Иларион и епископ Сан-Францисский и Западноамериканский Кирилл. Виднейшие иерархи РПЦЗ не в первый раз посещали российскую столицу, но этот визит состоялся по официальному приглашению патриарха и благословению главы зарубежной церкви митрополита Лавра.

18 ноября 2003 года состоялась закрытая встреча приехавших епископов с членами Священного синода РПЦ.


Первая страница Акта о каноническом общении между Русской православной церковью и Русской православной церковью заграницей

Фото: Patriarchia.ru19 ноября 2003 года в патриаршей резиденции в Московском Даниловом монастыре завершился второй, расширенный раунд переговоров патриарха Алексия II с архиереями Русской православной церкви за рубежом. В нем приняли участие все члены зарубежной делегации и члены Священного синода РПЦ. Участники встречи обсудили проблемы сближения Русской православной церкви и Зарубежной церкви, а также создали комиссии для работы над проблемами, мешающими объединению.

13—17 декабря 2003 года Зарубежная церковь провела Архиерейский собор, главной темой которого стала дальнейшая судьба Русской зарубежной церкви и пути ее сближения с Церковью в Отечестве. В преддверии Собора патриарх Алексий направил его участникам специальное послание с призывом преодолеть трагическое разделение между двумя частями Русской церкви. Одновременно патриарх выразил покаяние за те слова и дела, которые не содействовали примирению. Собор принял обращение к пастве и утвердил текст ответного послания патриарху Московскому и всея Руси Алексию II.

С 14 по 28 мая 2004 года состоялся визит делегации РПЦЗ и эпохальная встреча и переговоры двух первосвятителей, глав Русской православной церкви Московского патриархата патриарха Алексия II и Русской православной церкви заграницей митрополита Лавра. Главный их итог — удалось найти общий язык, согласовать подходы и выразить общее желание сторон к объединению. На переговорах было также признано необходимым продолжать общее научно-историческое изучение церковных событий ХХ века, в особенности подвига святых новомучеников и исповедников Российских и опыта существования Церкви в условиях гонений.

Итоговый визит патриарха Алексия и митрополита Лавра к президенту Путину, который принимал их в Новоогареве, укрепил переговорный процесс.

С 22 по 24 июня 2004 года в Отделе внешних церковных связей Московского патриархата состоялась первая рабочая встреча комиссий Московского патриархата и Русской зарубежной церкви. Комиссии обсудили ряд вопросов в соответствии с договоренностями, достигнутыми во время официального визита делегации Русской православной церкви заграницей, возглавляемой митрополитом Лавром в мае 2004 года. Были выработаны согласованные предложения по вопросам взаимоотношений церкви и государства, по отношениям с инославными и межконфессиональными организациями. 


Подписи Акта о каноническом общении между Русской православной церковью и Русской православной церковью заграницей

Фото: Patriarchia.ru

После июньской встречи было объявлено об урегулировании имущественных разногласий. Было объявлено, что в числе прочих подготовлен проект документа «О каноническом статусе Русской зарубежной церкви как самоуправляемой части поместной Русской православной церкви».

Документы, выработанные в ходе встречи, были одобрены 5 июля 2004 года на заседании Архиерейского синода Русской зарубежной церкви в Сан-Франциско, а 17 августа 2004 года — на заседании Священного синода Русской православной церкви в Москве.

Кроме того, Синод РПЦ призвал прекратить судебные дела между двумя частями Русской церкви и активизировать паломническую, издательскую и иную совместную деятельность священнослужителей и мирян. 

В июле 2004 года на встрече митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла с архиепископом Сиднейским, Австралийским и Новозеландским Иларионом было заявлено, что Русская зарубежная церковь и Московский патриархат собираются вести совместную пастырскую работу среди православных за пределами России.

С 14 по 16 сентября 2004 года в помещениях собора Новомучеников и исповедников Российских Русской православной церкви заграницей в Мюнхене состоялась вторая рабочая встреча комиссий Московского патриархата и Русской зарубежной церкви.

Итогом двух совместных заседаний стали согласованные проекты документов, затрагивающих весь круг порученных комиссиям вопросов, в частности, об отношениях Церкви и государства, об отношениях православия с неправославными общинами и межконфессиональными организациями, о каноническом статусе Русской зарубежной церкви как самоуправляемой части поместной Русской православной церкви, а также и о преодолении канонических препятствий к установлению евхаристического общения.

В ходе дальнейших совместных заседаний комиссий в Москве (17—19 ноября 2004 года) и в Париже (2-4 марта 2005 года) были подготовлены проекты ряда документов, одобренных впоследствии священноначалием Московского патриархата и Русской зарубежной церкви.

21 июня 2005 года на официальных сайтах Отдела внешних церковных связей Московского патриархата и РПЦЗ одновременно были опубликованы документы встречных комиссий по диалогу Московского патриархата и Русской православной церкви заграницей о восстановлении церковного единства.

6—14 мая 2006 года в Сан-Франциско проходил IV Всезарубежный православный Собор Зарубежной церкви. Он был созван впервые за 32 года — специально для рассмотрения вопроса о готовности духовенства и мирян РПЦЗ к примирению с Церковью в Отечестве. Со всего мира собрались 127 депутатов, 11 архиереев. Среди духовенства и мирян — представители из Германии и Австралии, Южной и Северной Америки, Англии, Сибири и Украины. IV Собор стал самым значимым по важности проблем, поднятых на нем. 

12 мая 2006 года IV Всезарубежный собор в Сан-Франциско принял резолюцию о восстановлении евхаристического общения с Церковью в Отечестве. Резолюция была принята открытым голосованием, почти единогласно.


19
Вск
2017