Станьте участником команды «Рублева»

cross
Главная / Интервью / Протоиерей Максим Первозванский — о признаках веры

Протоиерей Максим Первозванский — о признаках веры

Протоиерей Максим Первозванский — о признаках веры
А+
Распечатать
Фото: rublev.com

– В чем разница между душой и духом?

– По святоотеческому учению душа состоит из трех основных частей: чувства (сердце), разум (ум) и воля. Они должны находиться между собой в гармонии: ведь сердце без ума слепо, ум без сердца холоден, а если воли нет, то ты не сможешь делать то, что должен. Дух же отвечает за связь человека с Богом, гармонизирует душу. Кроме учения о трехсоставном человеке из духа, души и тела, в христианстве существует учение о двусоставном человеке, то есть состоящем из души и тела. В этом случае святые отцы считают, что так называемые высшие части души, отвечающие за связь с Богом, определяют личностные качества человека, его характер.

– Почему человек нуждается в категории веры?

– На уровне человеческого общения без веры обойтись нельзя. Например, я верю своей жене или другу. Масса вещей, окружающих нас в обычной, простой жизни, не верифицируются рационально: многое мы познаем не разумом, а предчувствиями. Еще больше – верой. В молодости я провел над одним своим другом эксперимент – попросил доказать, что его девушка его любит. Все ее поступки, которые он приводил в качестве аргументов, можно было рассмотреть со стороны выгоды. Мы горячо спорили, друг раздражался, говорил: «Я знаю, что она меня любит!». А я отвечал: «Откуда ты знаешь? Ты просто веришь в ее любовь». Это вещи того же самого порядка. Или, например, вы идете на работу к 12, потому что верите, что конца света не будет, хотя доказать рационально это невозможно. Жители Йеллоустоунского национального парка, который находится в жерле вулкана, знают, что он может начать извержение в любой момент, но верят, что не сегодня. В человеческой жизни вера занимает громадное место, и это не зависит от уровня образования. Люди так устроены. Особенно важна вера в контексте смысла жизни, устройства Вселенной – как только человек перестает верить себе, он сходит с ума. В православии это называют «священным безумием».


– Возвращаясь к примеру вашего друга и его девушки. Можно ли полагаться только на критерий собственной веры в таком тонком деле, как выбор себе пары?

– Хорошо, если человек обладает даром понимать знаки свыше и не путает их с собственным волнением крови или со внутренними оговорками по Фрейду. Если, однако же, такого дара нет, то это не повод говорить, что таких знаков не бывает. В этом деле важно не бояться и не торопиться. Чем сильнее влюбляешься, тем больше нужно времени, чтобы любовное помрачение прошло и можно было бы мыслить рационально. Со временем, узнав своего партнера лучше, все понимаешь сам. Как сказал герой Михалкова в «Собаке Баскервилей»: «Понимаете, Ватсон, эта женщина создана для меня». Вот это понимание и есть знак. Идеальных людей не бывает, но чувство «твоего» человека должно всегда быть. При этом надо понимать, что зачастую окружение влияет на мнение человека – интуитивно близкие люди мешают союзу двоих. Это нехорошее, но естественное для человеческого поведения свойство: всегда возникает групповая или индивидуальная ревность. Даже мне, чтобы жениться, пришлось поссориться с лучшим другом! Господь так устроил.

– Что такое духовная глупость?

– Ожидание быстрых результатов. Сейчас много говорят и пишут о том, что достичь больших результатов быстро и просто. Взять хотя бы популярный мультфильм «Кунг-фу панда», где толстая, неповоротливая панда достигает блестящих результатов в борьбе кунг-фу за три дня занятий. В «Последнем самурае» американский алкоголик постигает учение бусидо за одну зиму. Невозможно хорошо научиться играть на фортепьяно за пару месяцев! Человек сначала учится в музыкальной школе семь лет, потом несколько лет в музыкальном училище, потом в консерватории. Духовная жизнь так устроена, что требует продолжительных, многолетних усилий. Чтобы разобраться в своей душе, нужна многолетняя последовательная работа. Важно не бросать начатое, не ждать быстрых результатов, а спокойно и последовательно двигаться к намеченной цели. Взять хотя бы Великий пост – самый распространенный пример духовно глупого поведения. Когда человек, прочитав устав, отказывается от мяса и вообще от всего, но к концу поста он абсолютно выжат физически, нравственно и эмоционально. Пост – это целый комплекс мер, не только уклонение от пищи, но также и от зла: необходимо бороться со своими грехами, усилить молитвенную жизнь, посещать богослужения, исповедоваться, причащаться, наметить конкретные добрые дела. Дело не в том, ешь ты мясо или нет – это духовное упражнение, в конце которого ты получаешь результат.

– Каков же истинно положительный результат в данном случае?

– Господь нам дал очень хороший критерий: «Потому узнают все, что вы мои ученики, что вы будете иметь любовь между собой». Пройдет 40 дней поста, Страстная седмица, Пасха. Вы научились молиться, полюбили богослужение, стали терпимее к чужим грехам, стали более сострадательны, милосердны, спокойны, меньше ссоритесь с партнерами. Вот такие, вполне осязаемые вещи должны появиться.

– Что такое духовный возраст?

– Слово «возраст» – это еще и «рост» в славянском языке. Например, про Закхея, мытаря, сказано, что он «возрастом мал», хотя он был стар. Возраст – это то, что ты из себя представляешь. Это и мера твоей молитвы, и широта твоей души. Как сказал Василий Великий, человек – это обезьяна, получившая повеление стать Богом. Образ Божий есть в каждом из нас, а подобие – это задача в своих поступках и мыслях походить на Христа.

– Можно ли определить меру духовного развития человека по тому, что ему дает Господь в жизни?

– Господь каждому человеку для спасения души посылает те условия, которые этому человеку нужны. Почему у одного складываются какие-то вещи в жизни, у другого – нет. И значит ли это, что первый лучше? Совершенно нет. С протестантской точки зрения внешняя, земная успешность является знаком того, что Господь человека любит. В православии же никакие внешние показатели успешности не считаются признаками любви Бога к человеку. Недавно я читал послания апостола Павла, в котором Господь говорил: «Всякого сына, которого люблю, я наказываю. Если вы остаетесь без наказания, значит вы не родные дети, а дети блудницы». Другой вопрос – в чем это наказание для каждого конкретно состоит. У одного что-то отбирается, другому, наоборот, дается. Получать и утрачивать – это всегда некое задание человеку, после выполнения которого его душа приходит в соответствие с Божьим замыслом. Святой праведный Иов говорит, что если мы Бога благословляем, когда все хорошо, неужели мы не сделаем того же, когда все плохо? Тут нет внешних критериев.

– Что вы посоветуете людям, которые только начали свой путь к вере?

– Главное – не торопиться. По определению катехизиса, церковь – это не храмовое здание, куда ходят по воскресеньям, а группа людей, объединенная общей верой, иерархией, таинствами. Поэтому для неофита очень важно найти людей, с которыми он сможет идти по духовной жизни. Часто приходская жизнь строится вокруг воскресных школ, паломнических поездок. Человеку нужно понять жизнь, которая существует в храмах, и попытаться принять в ней участие. Важно найти хорошего священника, который убережет на первом этапе от совершения разных духовных глупостей. Как и в любой другой деятельности, здесь существует техника безопасности, и если ее не соблюдать, полученные духовные травмы могут иметь очень серьезные последствия.

Последние интервью
Алексей Мякишев: «Мне в фотографии больше всего интересны люди»

В интервью для Rublev.com фотограф-документалист Алексей Мякишев, автор открывшейся в Галерее классической фотографии выставки «Колодозеро», рассказывает о фотосъемке в российской провинции, о героях своих снимков и о том, как именно он создает фотографии.

16 сентября 2016
2746
0
Епископ Варлаам: «Наша цель – помочь молодежи найти взаимопонимание»

Один из инициаторов и организаторов III Международного межрелигиозного молодежного форума епископ Махачкалинский и Грозненский Варлаам рассказал Rublev.com о смысле и цели мероприятия, о позитивных результатах, достигнутых за несколько лет его проведения, и о ценности традиций на Кавказе.

12 августа 2016
2500
0
11
Вск
2016