Станьте участником команды «Рублева»

cross
Главная / Интервью / ​Павел Илларионов: «Самое трудное — не увлечься "великими делами"»

​Павел Илларионов: «Самое трудное — не увлечься "великими делами"»

​Павел Илларионов: «Самое трудное — не увлечься
А+
Распечатать
Фото: rublev.com

См. также:

Церковные юбилеи: зачем православным столько праздников

***

— Что такое, с Вашей точки зрения, церковные юбилейные празднования?

— Всякий церковный юбилей — это большое поле возможностей для возрождающейся Церкви, для ее обителей, епархий, храмов, монастырей. Прежде всего, возможностей привлечь внимание верующих людей, внимание органов власти, культурной общественности к церковной истории, к потребностям возрождения святынь.

— Какие события последних лет дали возможность Церкви приобрести опыт организации крупных мероприятий?

— Среди крупных дат стоит вспомнить, безусловно, 1000-летие Крещения Руси в 1988 году, подготовка которому началась за несколько лет. Это юбилей положил начало многим направлениям возрождения православной веры в России. В этом ряду важнейших дат было также 600-летие преставления преподобного Сергия Радонежского, которое широко отмечалось в 1992 году. Этот юбилей, основанный на историческом образе и наследии выдающегося русского святого, основоположника северной духовной традиции, «собирателя» русской земли, ощущался всеми как очень важное событие в переломный момент истории России — момент распада огромной державы.

Опыт празднования в Троице-Сергиевой лавре и по всей России в 1992 году нам очень помог, когда мы стали готовить празднование 600-летие Саввино-Сторожевского монастыря в 1998 году. Небывалый случай: фактически за год монастырь возродился, наполнился братией и обрел святые мощи своего преподобного основателя Саввы Сторожевского, Звенигородского и всея России чудотворца. Одновременно, организуя празднования в Звенигороде и готовясь к перенесению мощей, мы использовали опыт второго обретения и перенесения мощей преподобного Серафима Саровского в 1991 году.

Технологически — и ожидание большого количества паломников, палаточный лагерь для их размещения, и привлечение казачества, общественности, и информационная поддержка, и организация крестного хода с мощами на большое расстояние с остановками в разных городах — это, безусловно, те вопросы, без решения которых такой церковный юбилей не может состояться.

Когда мы готовили юбилей 600-летия Саввино-Сторожевского монастыря, мы нашли историческую работу, посвященную 500-летию той же самой обители — торжествам столетней давности, в которых принимала участие великая княгиня Елизавета Федоровна Романова, ктитор монастыря. Это была изданная в 1899 году брошюра «500-летие Обители преподобного Саввы». Эта брошюра хранится в монастырской библиотеке в Звенигороде. К юбилею 600-летия монастыря она переиздавалась, но моментально стала библиографической редкостью.

Дореволюционный опыт был нами использован и в подготовке юбилея 1998 года, и юбилея 2007 года — когда отмечалось 600-летие преставления преподобного Саввы Сторожевского. Тогда, уже с учетом всего опыта понимания таких аспектов как информационная политика Церкви, миссионерская деятельность и других, на основе тщательного изучения исторических связей мы постарались подготовить сбалансированную программу празднества, распределенную во времени, пространстве, учесть интересы разных поколений, социальных групп. И конечно, все это не смогло уместиться в одну дату, в один день преставления Саввы Сторожевского — 16 декабря.

Одни, другие, третьи мероприятия, процесс создания книг, подготовки выставок, написания икон, сам период реставрации святынь — все это растянулось в празднование юбилейного года, а с учетом празднования в последующем году десятилетия второго обретения и перенесения мощей преподобного Саввы фактически три года и город Звенигород, и Саввинская обитель жили в «приподнятом» настроении.

«Самое трудное — не увлечься

Официальное письмо Оргкомитета по организации юбилейных торжеств, посвященных 600-летию преставления прп. Саввы Сторожевского


— Многодневные или даже годичные празднования юбилеев — насколько это, по Вашему мнению, оправданная форма?

— Я уверен, что большие юбилеи не могут уложиться в празднование одной даты. К такому юбилею мы, как правило, идем целый год. В Церкви есть аналогия: у больших, двунадесятых праздников есть предпразднство, сам праздник, потом попразднство, затем отдание. Это такой неспешный, оправданный жизнью формат, ритм, в котором должны проходить крупные юбилеи. Это касается и 1000-летия преставления князя Владимира, и 500-летия преставления преподобного Иосифа Волоцкого, которое также отмечается в 2015 году.


— Установка памятника святому (в данном случае князю Владимиру) — это новшество для Церкви?

— Новшеством это было примерно двести лет назад. Но в 1853 году в Киеве был установлен памятник святому Владимиру, крестителю Руси. В последние десять-пятнадцать лет памятники святым стали устанавливать чаще: появились памятники преподобному Сергию (в Сергиево-Посадском районе их два), преподобному Савве (в Звенигороде их тоже два) и многие другие. Торжества в этом году также увенчаются установкой большого монумента князю Владимиру на Воробьевых горах. Это станет важным символом этого юбилея.


— Если взять масштабы празднований: сколько было участников подготовки юбилейных торжеств в Звенигороде в 1998 году?

— Что касается количества участников, я могу сказать, что в 1998 году в торжествах — крупнейших на тот момент торжествах для Звенигорода — принимала участие в полном составе администрация двух муниципальных образований Московской области — администрация Звенигорода и администрация Одинцовского района. Только количество чиновников, которые были задействованы в течение двух месяцев, — больше ста человек. Участвовали несколько крупных фондов — Российский фонд культуры, например. Число труждающихся, рабочих, строителей, всех людей, которые непосредственно принимали участие в подготовке обители к юбилею в 1998 году, — около трех тысяч. Примерно такое же количество было и в 2007 году.

О масштабах торжеств, посвященных 100-летию прославления преподобного Серафима Саровского в 2003 году, я могу судить по рассказам их организаторов, с которыми мы активно общались и обменивались опытом. По их оценкам, помогавших и «задействованных» на подготовке празднований было отмечено не менее двадцати пяти тысяч человек. Примерно столько помощников, а может, и еще больше было занесено в списки поминовения Саровского и Дивеевского монастырей.


— Какие особенности организации существуют у церковных торжеств?

— Я бы отметил два принципа, присущие и важные для любого юбилея. Первое — «юбилей неизбежен», в том смысле, что дата приходит сама, календарно, независимо от нас. Но от почитающих святого, место, событие, русскую историю в целом, безусловно, зависит то, насколько заранее будет «поднят вопрос» о праздновании и будет принято общее решение о подготовке. Ведь чем больше будет времени на подготовку, тем осмысленней и внятней будет череда юбилейных событий, ярче сам праздник. Но главное — тем лучше удастся раскрыть сам смысл юбилея и исторического события и его современных итогов, к которым отсылает нас «круглая дата». В этом смысле юбилей — это событие, которое, на мой взгляд, строго подчиняется законам иконичности: это образ, восходящий к своему первоообразу — событию или явлению, оставившему след в истории.

Второй принцип — «юбилей проходит, а жизнь продолжается». Понятно, что, как минимум, не мудро предпринимать усилия только «к случаю», не заглядывая вперед, не задумываясь о том, как будет жить явление, которое вызвано к жизни в связи с круглой датой. Очень важно, чтобы все «юбилейное» было осмыслено, продумано и приспособлено не только к праздничной, но и повседневной жизни, сделано не «абы как». Как говаривал Юрий Михайлович Лужков — кстати, без иронии: выдающийся «юбилейщик», — «Произведение количества мысли на количество бетона есть величина постоянная».

Что касается церковных празднований: такой юбилей связан с вопросами веры и должен оставить светлый след в душе множества людей, помочь им в их духовной жизни. Как минимум не поколебать ее, не стать камнем преткновения. Надо всегда помнить, что в такие моменты происходит встреча души человека с Богом. Множества душ. Это налагает на организаторов особую ответственность, призывает к деликатности и учету множества нюансов.

Например, я не забуду, как в самом начале моего «юбилейного опыта» по соображениям безопасности в сам день торжества соответствующие службы категорически требовали в какой-то момент ограничить вход в небольшую по размерам звенигородскую обитель, и мы пошли на это. Но это случилось в очень важный момент богослужения, и многие паломники, которые искренне ждали этих минут, унесли с собой не молитвенную радость, а разочарование и душевную боль.

Теперь понимаю, что это категорически нельзя было делать, и верующему человеку в таком случае надо принимать на себя ответственность, полагаясь больше на Бога.


— Что самое трудное в подготовке церковных юбилеев?

— Не увлечься «великими делами», не забыть пригласить и позаботиться о главных участниках торжества — православных верующих, обычных людях, это в первую очередь их праздник. А потом не забыть поблагодарить всех, кто искренне помогал.


— Насколько светские чиновники понимают тонкости церковного обихода? Насколько успешно они «воцерковляются» в ходе подготовки церковных юбилеев?

По моему опыту, этот фактор не имеет решающего значения в сложном и тонком деле подлинного воцерковления. Но как всякий момент фокусирования внимания на важнейших для человека и его души вещах, юбилей может стать для человека переломным моментом в духовной жизни, например, ее началом. А может и не стать. И никто, кроме самого человека, в этом не повинен.


— Большие празднования — это большие затраты. Откуда берутся деньги на финансирование подобных торжеств?

— Праздничные поводы, лежащие в основе церковных юбилеев, это события, неразрывно связанные с историей нашего государства, духовными и культурными традициями, и, одновременно, со множеством людей, проживающих в государстве или отдельных его частях. Соответственно, связанные с юбилеем затраты идут по разным направлениям — экономики, развития территорий, культурной, образовательной, информационной политики.

Как правило, эти средства все равно были бы потрачены, но, собранные вместе и с умом использованные во благо, совокупно они дают намного больший результат для общества в целом и обычно с лихвой «окупаются» разными путями. Как минимум исторически это всегда оправдано. И, конечно, важное место в общем объеме занимают пожертвования — большие и множество малых. Это замечательная русская традиция, к которой «круглые даты» не имеют отношения даже как повод — движение души идет от Бога, и юбилей тут ни при чем.

Последние интервью
Алексей Мякишев: «Мне в фотографии больше всего интересны люди»

В интервью для Rublev.com фотограф-документалист Алексей Мякишев, автор открывшейся в Галерее классической фотографии выставки «Колодозеро», рассказывает о фотосъемке в российской провинции, о героях своих снимков и о том, как именно он создает фотографии.

16 сентября 2016
2748
0
Епископ Варлаам: «Наша цель – помочь молодежи найти взаимопонимание»

Один из инициаторов и организаторов III Международного межрелигиозного молодежного форума епископ Махачкалинский и Грозненский Варлаам рассказал Rublev.com о смысле и цели мероприятия, о позитивных результатах, достигнутых за несколько лет его проведения, и о ценности традиций на Кавказе.

12 августа 2016
2501
0
11
Вск
2016