Станьте участником команды «Рублева»

cross
Поздравляем Святейшего Патриарха Кирилла с 70-летием!
Главная / Интервью / ​Константин Бенедиктов: «Наше понимание того времени складывается из малозаметных деталей»

​Константин Бенедиктов: «Наше понимание того времени складывается из малозаметных деталей»

​Константин Бенедиктов: «Наше понимание того времени складывается из малозаметных деталей»
А+
Распечатать
Фото: rublev.com

Эти фотографии — документальные свидетельства о войне, без цензуры открывающие правду жизни и на передовой, и в тылу — от битвы под Москвой до Берлина.

О представленных фотографиях и работе фотокорреспондентов в годы войны мы побеседовали с Константином Бенедиктовым, основателем творческого объединения «Феофания», куратором Галереи классической фотографии.


— Константин, расскажите о выставке: по какому принципу были скомпонованы и объединены в одну галерею фотографии трех известных военных фотокорреспондентов?

— На выставке выставлены работы трех полевых корреспондентов — Шагина, Петрусова и Диамента. Важно, что здесь представлена вся война — начиная от ополченцев, от начала войны и до Берлина. Роберт Диамент служил на Северном флоте и снимал только Северный флот, Иван Шагин прошел всю войну, бывал в самых разных местах, Георгий Петрусов также снимал всю войну, вплоть до мая 1945 года, когда он присутствовал при «Подписании акта о безоговорочной капитуляции фашистской Германии».

Работы Диамента — выставка, которая была практически подготовлена им самим и которую он каждый год выставлял в Парке Культуры ко Дню Победы. Работы Шагина — авторская печать, эти фотографии он готовил к своей монографии, которая вышла в 1978 году в издательстве «Планета». У Шагина больше документальных фотографий, хотя есть и постановочные, и монтажи. Шагин, кстати, считался любимым фотографом Сталина.

Наиболее документальные фотографии у Георгия Петрусова, фотокорреспондента «Известий». И Шагин, и Диамент показывают скорее «лирическую» войну, несколько пафосную. Фотографии Петрусова — документы войны, документы времени, более свободные от пропагандистского элемента.

Выставка «Одна на всех»

— Именно Георгий Петрусов снимал Поместный собор Русской Православной Церкви, который был созван в связи с кончиной Святейшего Патриарха Сергия (Страгородского), а также интронизацию Патриарха Алексия I, которая состоялась 4 февраля 1945 г. в Богоявленском кафедральном соборе Москвы.

— Да, организации и проведению Поместного собора придавалось историческое значение, поэтому для фотосъемок был приглашен столь известный фотокорреспондент. Власти настаивали на том, чтобы собор был по сути Вселенским, в соответствии с идеей о переделке мира, которую тогда вынашивал Сталин. Нашим иерархам, тем не менее, удалось дипломатично уйти от такой радикальной постановки вопроса, и собор решал проблемы, касающиеся только Русской Церкви.

Широкое представительство на соборе делегаций Поместных и инославных Церквей стало одной из причин, по которым тогда было ослаблено давление на Московскую Патриархию и Русскую Церковь в целом. Власти стремились произвести впечатление на зарубежных гостей.

В общем, собору придавалось большое значение, и освещать его пригласили одного из ведущих фотографов. И действительно, надо отметить высокий уровень съемки, большую выразительность, которой часто недостает современным фотографам. При этом именно соборные фотографии Петрусова отличаются высокой документальностью, в них особенно ощущается «эффект присутствия».

Тогда же — и тоже по государственному заказу — был снят достаточно серьезный для того времени фильм «Поместный собор Русской Православной Церкви 1945 года».

Так вот, в фильме есть момент, когда митрополит Алексий открывая Собор, говорит, что, несмотря на то, что присутствуют вселенские патриархи и представители всех Церквей, мы смиренно решаем вопросы только «касаемо Русской Православной Церкви».

Выставка «Одна на всех»

— А почему Вы решили объединить в рамках одной выставки такие, на первый взгляд, разные темы: фронтовая фотография и съемки Поместного собора Русской Церкви?

— Это было сделано сознательно, поскольку все представленные фотографии — и фронтовые, и снятые на соборе весной 1945 года — являются документом своего времени. А именно — документом Великой Отечественной войны. Мне хотелось показать время. Время, когда в истории страны происходили разные события — бои на фронтах и выборы нового Предстоятеля Русской Церкви.

Интересный факт: в переписке с семьей Остаповых — самыми близкими ему людьми — патриарх Алексий упоминает, что на Поместном соборе работал фотограф, и осталось очень много фотографий. Некоторые из этих фотографий он посылал Остаповым, чтобы «ознакомить с нашими делами». Благодаря очень документальным, подробным и сделанным с близкого расстояния фотографиям Петрусова мы хорошо представляем теперь, как проходил собор, и в каком состоянии была Церковь во время войны.

Поместный Собор Русской Православной Церкви
Фото из собрания К. Бенедиктова

— А в каком? Как мы можем это понять из фотографий?

— Ну, например. Стоит присмотреться — и вы заметите, что на окладе напрестольного Евангелия, стоящего на столе во время заседаний собора (это неотъемлемая часть процедуры: в зале заседаний устанавливают Евангелие и Крест), на барельефной иконе Благовещения из двух фигурок сохранилась только одна — Богородицы. Другая — архангела Гавриила — просто утеряна, отвалилась. У Евангелия нет ножек, на которые оно обычно ставится. Остается только гадать о предыдущей судьбе этой богослужебной книги.

Из таких мелких, малозаметных деталей и складывается наше видение и понимание того времени — стоит только, повторюсь, внимательнее присмотреться.

А лица иерархов? Вспомните: к 1943 году, когда состоялась встреча Сталина с иерархами, на свободе их оставалось — по пальцам одной руки. То есть большинство из тех архиереев, которых мы видим на фото, — да что большинство; почти все! — почти все они только что вышли из лагерей и тюрем! Потому, наверное, эти снимки наполнены такой внутренней энергией, таким глубоким содержанием.

Возвращаясь к тому, о чем вы спросили: откуда сочетание фронтовых и «церковных» снимков. Конечно, в таком подходе к выбору фотографий присутствует некоторая доля эклектики. Но мы не ставили перед собой задачу показать средствами фотографии целую эпоху во всем многообразии. Это просто один из возможных ракурсов, под которым мы предлагаем нашим посетителям посмотреть на то время.

Ну, и это еще один вариант прочтения слов, вынесенных в заголовок нашей выставки, — «Одна на всех». Победы в Великой Отечественной войне ждали и желали все одинаково — и непосредственные участники боев, и священники с иерархами в тылу, и фотокорреспонденты, которым довелось снимать и тех, и других, — все.


Выставка «Одна на всех»

***

Фотографии Р. Диамента представлены его наследниками, работы И. Шагина — коллекционером Ириной Богдановой.

Для справки:


Иван Шагин (1904-1982) в годы Великой Отечественной войны работал военным фотокорреспондентом, снимая от первого до последнего дня — от объявления о нападении Германии на Советский Союз до подписания капитуляции в Берлине в мае 1945 года.

Роберт (Иосиф-Рафаил Львович) Диамент (1907-1987) — корреспондент Северного флота с 1942 года. Вылетал с летчиками-торпедоносцами, выходил в походы с подводниками на торпедирование кораблей противника, на эсминцах, обеспечивавших безопасность союзных конвоев.

Георгий Григорьевич Петрусов (1903-1971) в годы Великой Отечественной войны работал фотокорреспондентом Совинформбюро и газеты «Известия». Снимал боевые действия на разных фронтах; закончил войну в Берлине.

Даниил Андреевич Остапов — бессменный секретарь и келейник будущего патриарха Алексия I на протяжении почти всего его архиерейского служения (вместе со своей семьей составлял круг самых близких людей патриарха).

Патриарх Алексий I (в миру Сергей Владимирович Симанский; 1877—1970) во время войны, в период блокады Ленинграда оставался в городе, совершал литургии и молебны, проповедовал, ободрял и утешал верующих. 4 сентября 1943 года был вместе с митрополитами Сергием (Страгородским) и Николаем (Ярушевичем) на встрече со Сталиным в Кремле. Результатом встречи стало указание Сталина об избрании Патриарха и дозволении открытия церковных учебных заведений. 8 сентября 1943 года участвовал в соборе епископов, избравшем на Патриарший Престол митрополита Сергия, а 2 февраля 1945 года митрополит Алексий был избран Патриархом Московским и всея Руси на первом Поместном соборе Патриаршей Церкви после 1918 года.



Документальный фильм-хроника «Помест­ный Собор Русской Православной Церкви 1945 г.». Фильм снят на Центральной Ордена Красного Знамени студии документальных фильмов. Режиссер — Мария Славинская.

Последние интервью
Алексей Мякишев: «Мне в фотографии больше всего интересны люди»

В интервью для Rublev.com фотограф-документалист Алексей Мякишев, автор открывшейся в Галерее классической фотографии выставки «Колодозеро», рассказывает о фотосъемке в российской провинции, о героях своих снимков и о том, как именно он создает фотографии.

16 сентября 2016
2711
0
Епископ Варлаам: «Наша цель – помочь молодежи найти взаимопонимание»

Один из инициаторов и организаторов III Международного межрелигиозного молодежного форума епископ Махачкалинский и Грозненский Варлаам рассказал Rublev.com о смысле и цели мероприятия, о позитивных результатах, достигнутых за несколько лет его проведения, и о ценности традиций на Кавказе.

12 августа 2016
2468
0
3
Суб
2016