Станьте участником команды «Рублева»

cross
Главная / Интервью / Художник Олег Путнин о силе Божьего промысла и творчестве как душеполезном понятии

Художник Олег Путнин о силе Божьего промысла и творчестве как душеполезном понятии

Художник Олег Путнин о силе Божьего промысла и творчестве как душеполезном понятии
А+
Распечатать
Фото: rublev.com

— Олег, как вы пришли к живописи?

— В три года сказал родителям, что буду великим художником.

— Что на это сказали родители?

— Ничего не сказали (смеется). Отобрали у меня альбом. У нас дома был тогда альбом, обшитый синим бархатом, очень красивый, и в нем — открытки, которые отец привозил из командировок: из Эрмитажа, из Русского музея, из Третьяковки. В этом альбоме были репродукции различных мастеров, западноевропейской школы в основном. Я спросил у папы: «Что это?» Он ответил: «Это картины великих художников». И я тогда в шутку сказал, что когда вырасту, тоже стану великим художником. Все посмеялись, но потом меня все-таки отдали в детскую художественную школу.

Я родился не в Москве, а на Северном Кавказе, где мальчики в основном увлекаются спортом. Эта отрасль сильно развита, там сильная школа спортивной гимнастики, которую прошли несколько чемпионов мира и чемпионы Олимпийских игр тоже. Мой друг — мастер спорта по спортивной гимнастике. Там нужен определенный рост, а я слишком высокий, меня туда не взяли. Но на секцию дзюдо меня взяли, потом ходил на рукопашный бой как на развлечение. В общем, много кто ходил в несколько секций, но, пожалуй, я — единственный, кто при этом четко знал, кем хочет быть.

— Как вы считаете, это ваше откровение в три года — это часть Божьего промысла?

Художник Олег Путнин— Наверно, да. Многие себя и до 50 лет ищут: то одна профессия, то другая. При этом ясно, что чем раньше ты определишься, тем лучше. Желательно — в яслях (смеется). Но чаще всего это невозможно. А вот после школы надо стараться сделать выбор безошибочный.

— Давайте поговорим о творчестве. Творчество — это душеполезное занятие, как вы думаете?

— На самом деле, так и есть. Каждая из моих картин рождается сначала в голове. Ты просто ходишь по улице, как и все твои знакомые и незнакомые люди, и получаешь какие-то эмоции, впечатления. Художник сначала видит красоту окружающего мира, а потом уже рождается замысел. Ты продумываешь будущую картину вплоть до каждого квадратного сантиметра живописи, представляешь, какого размера картина будет, маленькая или большая… А потом уже все это переносится на холст. Что касается духовной пользы — все мы читали заповеди Христа. И Христос как-то высказался о таланте: «Не зарой свой талант в землю». Потому что чем больше ты будешь уметь, тем больше получишь. А тот, кто зароет свой талант, в итоге лишится его. Я вот, например, занимаюсь тем, что развиваю свой талант. В каком-то смысле, это тоже служение Богу.

— Бывают ли у вас творческие кризисы?

— Я прошел очень хорошую закалку. В творчестве у меня иногда получается лучше, иногда чуть хуже, но все равно все происходит на каком-то определенном уровне, ниже которого я не опускаюсь в силу своих навыков. Я закончил Суриковский институт, но живопись — это знание природы, знание ее законов. Хотя иногда бывают моменты вдохновения, когда получается шедевр. Я все делаю для того, чтобы это случалось почаще.

— Какой жанр у вас любимый?

Художник Олег Путнин— Пейзаж. Но я пишу также много жанровых картин на современную православную тематику в последнее время. Совсем недавно, например, появилась картина «Поднятие креста». Это картина с современным сюжетом, который я увидел, когда был на водружении креста в отреставрированном храме деревни Филимонки по Киевскому направлению. Лично для меня это чуть больше, чем поднятие креста. Это некий эпический образ: поскольку каждый из нас так или иначе поднимает свой крест. Иногда этот крест в силу различных обстоятельств кажется тяжелым и даже неподъемным. Однако всякое испытание дается нам по силам.

— Мне доводилось встречать иногда людей, которые свой крест в буквальном смысле не одолели, он их сломал. Такие люди не смогут восстановиться никогда: они и не хотят. И живут, не получая удовольствия от жизни...

— Если человек имеет цель, он должен ее видеть и идти к ней. Трудности будут всегда. Если он зациклится на этих трудностях, он потеряет концентрацию; и тогда трудности эти его попросту сломают. Самое главное — не расклеиться под натиском сложностей, которых всегда будет бесчисленное множество. Если одну сложность переживешь, случится следующая, и так далее... На мой взгляд, это чем-то похоже на иммунитет. То есть когда ты здоров, а все вокруг чихают, ты не заболеваешь. А если у тебя ослабленный иммунитет, то ты будешь болеть.

— То есть люди ломаются от слабости?

— На мой взгляд, да.

— В вашем случае Господь так устроил, что вы в три года уже имели цель. Но что делать тем, у кого сложилось иначе?

Художник Олег Путнин Поставить себе эту цель. Быть хорошим человеком — это тоже цель. Надо стараться быть полезным, быть счастливым. Своя собственная цель — это часть общего дела. После того как ты поставил цель, нужно проанализировать, как ее достигнуть. А Господь Бог только помогает... Он не решает за нас и ничего не делает вместо нас. Все достижения — это плоды собственной нашей творческой, физической и интеллектуальной деятельности. Перед тем как начать писать картину, я захожу в храм, ставлю свечку, иногда беру благословение. После этого сразу легче пишется! Я работаю сам по себе, в тишине, в своей мастерской, но всегда есть ощущение помощи свыше... Получается, что и не совсем сам, а как «переходник». Я просто беру краску с палитры, кладу мазок на холст, и он оказывается на нужном месте нужного цвета и фактуры, начинает самостоятельно существовать в пространстве, жить своей жизнью.

— Расскажите, как ваши картины на православные темы получаются столь яркими. Как вы их видите?

— Каждая моя картина — это собирательный образ России и современной нам действительности. Многим людям, например, кажется, что они уже где-то видели мои пейзажи, — и при этом все называют разные места! Жанровая картина, которую вы видите, на тему освящения куличей вроде бы тоже конкретная, но это также собирательный образ. Сюжет такой: люди только что приехали в храм — кого-то подрезали на машине по дороге, кто-то поругался с соседом, кто-то что-то забыл сделать, купить, и все эти люди находятся еще в своих суетных мыслях. И праздник не совсем наступил, но в храм они уже зашли. И в это мгновение только-только начинается психологическая волна, скоро все заулыбаются, когда куличи будут кропить святой водой — на кого-то она попадает, и он радуется, улыбается. Этот момент принятия праздника и передан в картине. Еще хотелось передать тесноту маленького провинциального храма, куда приходят и молодые, и старые, и высокие, и низкие, полные и худые, разного характера и социального статуса. В другом месте они не могли бы собраться одновременно, а в храме это возможно, потому что перед Богом все равны. В этом, на мой взгляд, есть некий общий образ России: такие разные люди отмечают праздник в одном месте.

— Скажите, вас крестили в детстве или уже во взрослом возрасте?

Художник Олег Путнин— В советское время принято было, что детей крестили бабушки, и чаще всего — втайне. Но я крестился сам, в начале 90-х. Мы жили в маленьком провинциальном городе, в котором был храм, походная казачья церковь, на другой стороне города от нашего дома. В 90-е годы после определенных событий в моей жизни я решил креститься.

— Ощутили изменения?

— Жизнь не поменялась сразу... Но, наверное, стало легче преодолевать некоторые трудности.

— Каким образом? Чаще стали посещать храм?

— И таким образом тоже. Человек — существо духовное, и когда ты чувствуешь некую связь с Богом, тебе немного легче и яснее, чем когда ты ее не чувствуешь. Возьмем пример. Недавно мне подарили цветок, я поставил его в мастерской не в самое лучшее место. Он завял. Я забыл про него буквально на 2—3 дня! Как видите, эмоции сильно влияют даже на растения, а на человека — так и подавно. Поэтому нужно жить в гармонии с собой и с Богом. Иногда просто от похода в церковь и зажжения свечки становится легче на душе.

— Как часто вы сейчас приходите к исповеди, к причастию?

— Не слишком часто. Раз в неделю, иногда два захожу в храм. Мог бы чаще, но слишком много всякой суеты! Это, конечно, неправильно.

— Надо заметить, что вы не производите впечатление суетного человека. У вас спокойный взгляд, вы достаточно собранны. И это при том объеме работ, который у вас есть.

— Да, объем немалый. Чаще всего я держу в голове несколько картин и рисую их параллельно. По мере того как эти картины полностью придумываются, я их воплощаю в материальной форме. На мой взгляд, картина — это мысль, воплощенная в материальной форме. Эта грань незаметна, но если мысль воплощена в материальную форму, она может жить столетиями и тысячелетиями. И столько же времени влиять на нас. Я стараюсь писать картины максимально объективно, продуманно, чтобы каждая была светлой, радостной, вечной... Чтобы этот свет сохранился на долгие года!

— Вы участвуете в акциях, выставках, продаете картины?

— Да, конечно, я продаю картины. Чтобы написать картину, нужно иметь определенную сумму на краски, ингредиенты, холсты и так далее. Это, вообще, довольно дорогое удовольствие сегодня.

— Вы легко отдаете свои картины?

— Нет... Мне всегда жалко расставаться с ними. Практически как со своими детьми. Хотя я понимаю, что картина уже живет самостоятельной жизнью, что она живет уже без меня!.. Вопрос решается, когда сумма, предлагаемая за картины, меня удовлетворяет. Говоря откровенно, по российским меркам я продаю их дорого.

— Олег, быть художником очень тяжело. Ведь нет никакой системы авансов и зарплат... Полная неопределенность.

— Да, это так. И в этом плане это профессия очень тяжелая. Сколько примеров российских мастеров, погибших от пьянства... А причина проста: когда у человека нет веры, он предоставлен сам себе, то каждый новый день его пугает. Но если брать мою собственную жизнь, то вот вырисовывается простая схема. Сколько бы ни было денег, они имеют свойство заканчиваться. И бывали такие моменты, когда расходы мои превышали доходы. Пойти подработать у меня не хватает ни сил, ни времени, так как большую часть дня я занят творчеством. В какие-то периоды времени я просто подходил к красной черте... И как только я ее касался, — тут же появлялись заказы, работы! И такое не один раз случалось, а происходит постоянно. Наверно, мой вопрос держат под контролем на небесах (смеется).

— Это важно.

Художник Олег Путнин— Потому-то у меня и есть возможность заниматься творчеством! Это вещь дорогая, а в России особенно, так как богатые люди у нас стали таковыми относительно недавно, и их менталитет все еще беден. Они довольно жадные и необразованные в плане искусства. Ведь недаром замечено, что человек, который был бедным, а стал богатым, внутри все еще остается бедняком. И дело тут не в нищете ума, а в своеобразной генетической памяти... Однако богатые люди довольно часто бывают умными людьми. А поскольку они умны, то даже без специального образования они интуитивно чувствуют высокое искусство и выбирают хорошие работы. У меня часто такое бывало: покупатели приезжают ко мне в мастерскую, говоря, что ничего в искусстве не понимают. А потом — раз! — и покупают самую лучшую работу.

— Как вы считаете, возможно ли в современной России прививать вкус к высокому?

— Это делать необходимо! Высокое искусство — это одна из составляющих развития человека, часто это прививается не в одном поколении, и лишь при этом условии дает результаты. Я был на открытии выставки из собрания князей Лихтенштейнских в музее ГМИИ имени Пушкина и был поражен: эта семья покупала живопись у своих современников, и все это осталось в поколениях! Сейчас у них огромные замки, превращенные в музеи, в которых они еще и живут. Ван Дейка, Рубенса, Тициана они покупали у самих авторов! Можно подумать, что не было ни одной бездарности в то время в Италии, Голландии или Фландрии! Я уверен в обратном тем не менее: они нашли самых талантливых людей. Чтобы купить талантливую вещь, надо иметь вкус. На примере данной семьи: вкус воспитывался поколениями, с XIV века. Кто сейчас, после того как пласт истории и культуры в советское время попросту срезали, может похвастаться подобным? Да никто. Чаще всего выкручиваются, собирая антикварные вещи. Говорят: «Мы в живописи ничего не понимаем». Это действительно выход из положения, но дело в том, что на антикварном рынке России гигантское количество подделок. Просто колоссальное! Большое количество людей работает над этими подделками — не всякая профессиональная экспертиза может и хочет их отличить.

— Что же делать тем, кто хочет начать разбираться в современной живописи?

Художник Олег ПутнинКонечно, вкус надо развивать, надо знать о талантливых людях, которые есть в наше время, в частности — о талантливых и больших художниках, которые живут сейчас. Люди ходят на эти выставки и интуитивно чувствуют высокое искусство — они выходят из залов другими. Это видно. Или вот, например, на нашу выставку в храме Христа Спасителя многие приходили случайно, многие — с ужасным настроением, плюс погода была плохая и все такое. Они посмотрели картины, после чего благодарили и писали теплые отзывы. Это влияние искусства. Человек приходит разбитым, а уходит свежим, обновленным, в нем просыпается энергия, о которой он немного забыл. У человека «латаются дыры» в сознании, в мироощущении! Он начинает смотреть на окружающий мир как на картину. И это тоже очень важно. Например, до Шишкина многие богатые люди русскую природу вообще не воспринимали. Тогда красивой считалась природа Швейцарии, Италии. А после появления картин Шишкина «Рожь» или «Утро в сосновом бору», люди стали замечать окружающую их красоту!

— Люди, которых вы изображаете на своих картинах, кто они?

— Люди, которых я рисую, — это мои друзья, их дети. Я подумал, почему бы не обратиться к тем людям, которых я знаю? Я занимаюсь портретами профессионально. Один знакомый пригласил меня написать портреты членов его семьи, и я летал к ним домой в Швейцарию. Также я пишу и пейзажи, и натюрморты и часто объединяю все эти жанры. Портрет пишется особенно хорошо, пока я чувствую человека на энергетическом уровне.

— Картина, на которой изображен патриарх Кирилл, написана по памяти?— Да. Каждый год патриарх выпускает голубя с крыльца Архангельского собора внутри Кремля в день Благовещения. И был такой момент, когда голубь решил к нему вернуться. Он сразу разулыбался, с лица ушла маска официального человека и проглянуло такое, знаете... Мне подумалось, что в этом и есть человек. Не маска, не титул, а сам человек! Наверно, если каждый из нас подержит в руках голубя, то станет немного другим. Ради этого момента я и написал этот портрет. Также голубь — символ Святого Духа. На картине летящий голубь изображен над Кремлем, над людьми, Москвой, над Россией всей. Я очень надеюсь, что эта картина будет висеть в покоях святейшего.


Об Олеге Путнине:
Его картины входят сегодня в самые крупные художественные сборники: «Русская живопись. Большая коллекция»; «1000 Русских художников»; «Пейзаж. Русская живопись»; «Пейзаж в русской живописи»; «Энциклопедия Московских художников» и др., он член Московского Союза Художников. Закончив М.А.Х.И. им Сурикова, на сегодняшний день Путнин создал около трехсот живописных картин. Олег Путнин – художник широкого творческого диапазона: он пишет пейзажи, портреты, натюрморты и жанровые картины, иногда объединяя все эти жанры в одном произведении.

Последние интервью
Алексей Мякишев: «Мне в фотографии больше всего интересны люди»

В интервью для Rublev.com фотограф-документалист Алексей Мякишев, автор открывшейся в Галерее классической фотографии выставки «Колодозеро», рассказывает о фотосъемке в российской провинции, о героях своих снимков и о том, как именно он создает фотографии.

16 сентября 2016
2723
0
Епископ Варлаам: «Наша цель – помочь молодежи найти взаимопонимание»

Один из инициаторов и организаторов III Международного межрелигиозного молодежного форума епископ Махачкалинский и Грозненский Варлаам рассказал Rublev.com о смысле и цели мероприятия, о позитивных результатах, достигнутых за несколько лет его проведения, и о ценности традиций на Кавказе.

12 августа 2016
2476
0
5
Пнд
2016