Станьте участником команды «Рублева»

cross
Поздравляем Святейшего Патриарха Кирилла с 70-летием!
Главная / Интервью / Григорий Маневич: «Палестинское общество было первым туроператором в сфере религиозного туризма»

Григорий Маневич: «Палестинское общество было первым туроператором в сфере религиозного туризма»

Григорий Маневич: «Палестинское общество было первым туроператором в сфере религиозного туризма»
А+
Распечатать
Фото: rublev.com

29 октября на станции «Выставочная» Московского метрополитена открылась выставка, рассказывающая об истории Императорского православного Палестинского общества и современной его деятельности на Святой Земле.

О выставке рассказал директор музея ИППО Григорий Маневич.


— О чем эта выставка?

— Эта выставка рассказывает о русском присутствии на Святой Земле. О той роли, которую Палестинское общество сыграло в увеличении и расширении русского присутствия. О том, что это присутствие наращивалось не политическими средствами, а таким нетрадиционным, казалось бы, способом, как паломничество.

Испокон веков русские паломники шли на Святую Землю, чтобы помолиться там и поклониться святыням, и всегда это было довольно непростое предприятие: сложная дорога и тяжелые, подчас опасные, условия. Да и недешевое это было удовольствие.


— А сколько стоило паломничество?

— Я могу сказать, сколько стоил самый дорогой билет для рядового паломника. Дело в том, что паломничество состояло из нескольких этапов, каждый из которых представлял определенную статью расходов.

Во-первых, это железнодорожный путь от того места, где жил паломник, до Одессы — в зависимости от этого варьировалась цена. Во-вторых, это получение заграничного паспорта по очень льготным ценам. И, в-третьих, это сроки и условия проживания паломника в Святой Земле. У общества были гостиницы как с общими комнатами для большого числа людей, так и номера третьего, второго и первого классов.

Могу сказать только, что максимальная цена поездки на Святую Землю из самой удаленной точки России составляла сумму около 53-х рублей. Сюда входили путешествие третьим классом по железной дороге, плавание третьим классом на пароходе с обязательным заходом в Константинополь и (по желанию и возможности) на Афон, и обратный путь. При этом первые две недели паломники жили в гостиницах бесплатно.

Что такое пятьдесят три рубля? С одной стороны, сумма немаленькая. С другой — люди собирались надолго, на много месяцев.


— Так долго?

— Да, именно, так долго. Вообще, для понимания того, что такое русское паломничество до революции, важно понять: в богомолье отправлялись не на неделю, не на две недели. Русские паломники обычно приезжали под Рождество и возвращались покидали Святую Землю после Пасхи. Паломничество длилось три-четыре месяца.

Православные паломники постройках Палестинского Общества, XIX в

Люди порой собирались в паломничество всю жизнь. Иногда необходимую сумму паломнику собирали всем селом. Люди несли с собой какие-то вклады на помин души, деньги на покупки святынь. Но есть факт — английский журналист Стивен Грэм в 1913 году отправился в путешествие с русскими паломниками, а потом издал об этом книгу, в которой он свидетельствовал, что у большинства «мужичиков» за пазухой находилось от двухсот до шестисот рублей наличными деньгами.

Так что пятьдесят три рубля — это была подъемная сумма по тем временам для подобных обстоятельств. Это было примерно в два раза дешевле, чем если бы они путешествовали в Палестину самостоятельно только по железной дороге.


— Паломничество было главным направлением работы общества до революции?

— Направлений было несколько. Среди главных целей были поддержка православия на Святой Земле, пособие паломничеству, изучение прошлого и настоящего Святой Земли ее и популяризация знаний о ней. В этом плане общество преуспело: до революции каждый простой русский человек знал о нашем обществе, в отличие от нынешних времен — по двум причинам.

Во-первых, единственной возможностью отправиться в так называемую туристическую поездку за рубеж для простого крестьянина или горожанина было только паломничество в святые места. К концу XIX века организацией паломничества к святыням Святой Земли занималось в России только Императорское православное Палестинское общество, которое обеспечивало и туристическую поддержку, и паломнические книги, и очень дешевый проезд. Самое главное — оно создало и развило свою инфраструктуру на Святой Земле: паломников принимали восемь подворий, при необходимости они могли обратиться в больницы (где могли лечиться и местные жители). Палестинское общество фактически было первым туроператором в сфере религиозного туризма.

Вторая причина, по которой о нем знали, — в каждом русском храме на Вербное воскресенье проводился сбор в пользу общества. Каждый год.


— Вы сказали, что деятельность Палестинского общества можно было сравнить с работой современных туроператоров. А были ли у общества какие-то особенные услуги?

— Помимо всего прочего, Палестинское общество предоставляло услугу, которую сейчас назвали бы эксклюзивной, — оно обеспечивало паломнические группы проводниками. Так называемые кавасы, черногорцы по национальности — это была вооруженная охрана, которая сопровождала наших паломников на Святой Земле, защищая иногда паломнические караваны от нападений. Это было важно еще и потому, что русский паломник подчас приезжал только с Евангелием и пытался использовать Евангелие как путеводитель, а между тем к тому времени в топографии Святой Земли многое изменилось.


— Известно, что, благодаря, в первую очередь, Палестинскому обществу в Святой Земле у России было большое количество объектов недвижимости. Какова была их судьба?

— К сожалению, почти вся недвижимость ИППО е была продана при Хрущеве в 1964 году. Единственное, что не продали — это Сергиевское подворье. СССР и Израиль не сошлись в цене. И я бы в данном случае обвинил хрущевскую политику относительно российского имущества в Святой Земле. Автором идеи продажи российского имущества в Палестине был посол в Израиле, бывший советский замминистра финансов М. Ф. Бодров.

Это был человек серьезный: сорок лет был замминистра финансов, прошел всю войну в этой должности. Очевидцы свидетельствовали: когда ему показали список объектов, которым владело Палестинское общество (тогда — Российское Палестинское общество при Академии наук СССР; наше общество не прекращало свою деятельность в советское время), он, просмотрев весь этот обширный реестр, распорядился: «Продать все!» Это он сказал за десять лет до того, как Хрущев подписал соответствующие распоряжения. Саму сделку потом готовили около девяти лет.

Именно Бодров стал невольным спасителем Сергиевского подворья: он вычеркнул подворье из договора о продаже, потому что СССР хотел за весь список шесть с половиной миллионов долларов, израильтяне давали три; сошлись на четырех с половиной, но уже без Сергиевского подворья.

Благодаря этому до 1967 года там находились представители общества. И, между прочим, на подворье сохранился весь архив общества. На Сергиевском подворье планируется открытие библиотеки, где историки и все заинтересованные специалисты смогут работать в том числе и с этим архивом.

Торжества в Иерусалиме, 25-летие Палестинского общества, 1907 г

— Четыре с половиной миллиона долларов заплатили за все, чем владело Палестинское общество в Святой Земле?

— Да. А также дом Российского генконсульства и Русскую больницу в Иерусалиме. За четыре с половиной миллиона долларов отдали все, несмотря на то, что русская недвижимость еще в 1939 году оценивалась англичанами в сумму чуть больше 18 миллионов фунтов стерлингов. Из этих четырех с половиной миллионов СССР получил 500 тысяч наличными, около полутора миллионов апельсинами и израильским трикотажем, а часть суммы вообще не получил.

Что касается каких-то отдельных объектов, то на одной из представленных фотографий изображен так называемый Вениаминовский приют — богадельня, которая была устроена в здании, завещанном обществу русским священником игуменом Вениамином (Лукьяновым), который 30 лет служил на Святой Земле и приобрел этот участок и дом на нем на собственные и собранные средства. До середины прошлого века там постоянно проживали около пятидесяти женщин, причем в первые годы основания подворья среди них были не только русские православные, но и иностранки — католического и протестантского вероисповедания. Это было сделано по юридическим причинам, чтобы покупка не выглядела «русским вторжением» в еврейском квартале, так как иначе там нельзя было бы купить недвижимость. Можно сказать, что это был своеобразный экуменический дом.

У этого здания печальная история: в 2010 году большая его часть была разрушена при реконструкции Иерусалима.


— На выставке значительная часть фотографий посвящена членам Императорской семьи — великому князю Сергею Александровичу и великой княгине Елизавете Федоровне.

— Выставка впервые в таком широком формате заявляет о великокняжеской чете — московском генерал-губернаторе Сергее Александровиче и его супруге великой княгине Елизавете Федоровне — применительно к деятельности Палестинского общества.

Если о великом князе Сергее Александровиче многие знают, что он был первым председателем Палестинского общества, то о роли в деятельности общества его супруги великой княгини Елизаветы Федоровны известно меньше — великую княгиню обычно связывают с организацией служения милосердия, Марфо-Мариинской обителью.

Между тем, после трагической гибели мужа, убитого террористом Каляевым в Кремле, она переняла у него председательство в нашем обществе. И одним из самых важных ее достижений на этом посту стало то, что в 1912 году она добилась у императора Николая II государственного финансирования наших школ в Сирии и Ливане.

— Насколько масштабной была программа строительства русских школ?

— На Святой Земле было построено более ста школ для местного населения. Причем в них преподавался русский язык, закон Божий, начальные предметы, рукоделие, а в некоторых школах — английский или французский языки. Выпускники русских школ могли затем учиться российских духовных академиях, семинариях, университетах, институтах, училищах. Фактически Палестинское общество сформировало православную русскоговорящую культурно-интеллектуальную элиту Ближнего Востока.

Это было серьезнейшее влияние, и преемственность ощущается до сих пор. Например, одна из учительниц арабского языка нашего уже покойного почетного члена Евгения Максимовича Примакова, ставшего крупным арабистом, а впоследствии и российским премьер-министром, была выпускницей русской школы в Палестине.


— Планирует ли общество возрождать практику строительства таких школ?

— В прошлом году в Вифлееме мы открыли первую школу — для мальчиков. Есть еще школа Русской православной зарубежной церкви для девочек. В декабре, возможно, если позволят политические условия, состоится закладка школы в Сирии.

Беседовал Михаил Моисеев

Последние интервью
Алексей Мякишев: «Мне в фотографии больше всего интересны люди»

В интервью для Rublev.com фотограф-документалист Алексей Мякишев, автор открывшейся в Галерее классической фотографии выставки «Колодозеро», рассказывает о фотосъемке в российской провинции, о героях своих снимков и о том, как именно он создает фотографии.

16 сентября 2016
2711
0
Епископ Варлаам: «Наша цель – помочь молодежи найти взаимопонимание»

Один из инициаторов и организаторов III Международного межрелигиозного молодежного форума епископ Махачкалинский и Грозненский Варлаам рассказал Rublev.com о смысле и цели мероприятия, о позитивных результатах, достигнутых за несколько лет его проведения, и о ценности традиций на Кавказе.

12 августа 2016
2468
0
3
Суб
2016