Станьте участником команды «Рублева»

cross
Главная / Блоги / Заметки о Страстной Седмице: Великая среда
Блоги

Заметки о Страстной Седмице: Великая среда

Заметки о Страстной Седмице: Великая среда
А+
Распечатать
Фото: rublev.com

«Блудница приступила к Тебе, миро со слезами изливая на ноги Твои, Человеколюбец и  смрада зол избавляясь повелением Твоим; дыша же благодатью Твоею ученик неблагодарный, благодать отвергает и  смрадным одевается сребролюбием, продавая Тебя», – вот, по большому счету, два варианта человеческой судьбы и  третьего не дано: либо покаянная любовь ко Христу, либо Его предательство.

О  его причинах написано немало, и понятно, что сребролюбие здесь не главное: будь Иуда так одержим манией наживы, что она вытесняла бы все вообще, Христос не призвал бы его в апостолы. Причина – в  неверии, вытеснившем первоначальную веру. А деньги – угасшая было, но возвратившаяся страсть, как это всегда и бывает при  оскудении веры, происходящем параллельно оскудению любви. Но не Иуда, а блудница оказывается в  центре внимания поэтов – авторов церковной гимнографии этого дня, которым завершается сорокадневная весна Великого Поста. На смену отпавшему ученику приходит раскаявшаяся в блуде ученица, что удостоится первой увидеть Воскресшего, согласно евангелисту Иоанну, не упоминающему других жен-мироносиц.

«Блудница в плаче вопия, Щедрый, отирая тепло пречистые Твои ноги власами своими и  стеная из глубины: не отринь меня, мерзкую, Боже мой, но прими меня, кающуюся, и спаси, ибо Ты один – Человеколюбец».

«В  Тебе, Сын Девы, Бога познав, блудница, соделав достойное слез, плача, молила Тебя: разреши долги мои, как и я власы, возлюби любящую, праведно ненавидимую, и среди мытарей проповедую Тебя, Благодетеля человеколюбивого».

Или: «Руки мои скверные, уста мои – блудницы уста, грязна моя жизнь, но ослабь, оставь, вопиет блудница Христу; ароматами богатею, нищенствую добродетелями, но  что имею – Тебе приношу: дай мне, что Сам имеешь, и ослабь, оставь, вопиет блудница Христу».

А вот творение византийской поэтессы и инокини Кассии: «Господи, как во многие грехи впадшая жена, Твое ощутившая Божество и мироносицей став, миро Тебе, рыдая, прежде погребения приносит, увы мне, плача, ибо ночь мне – жжение блуда неуемного, мрачное и  безлунное пламя греха. Прими мои источники слез, облаками источающий воду, моря наполняя, приклонись к моим вздохам сердечным, преклонивший небеса неизрекаемым Твоим истощанием, да  облобызаю пречистые Твои ноги и отру их снова власами своими, что в раю Ева по полудни, шумом оглушенная, в страхе скрыла. Грехов моих множество и судеб Твоих бездны кто исследовать может? Душу мою спасающий, не презри меня, рабу свою, источающий безмерную милость».

В унисон с этим в последний раз в году звучит великопостная молитва Ефрема Сирина, а утреннее Евангелие от Иоанна напоминает нам в  преддверии распятия о воскрешении Лазаря и встрече Царя Израилева пораженным этим событием народа. «Пришел час прославиться Сыну Человеческому» – и  уже не только среди колен Израилевых: евангелист Иоанн рассказывает об эллинах, что, как и мытарь Закхей, искали видеть Иисуса во дворе храма, о чем и сказали Филиппу из Вифсаиды, тот – Андрею. Но говоря в ответ на это сообщение о Своей славе Спаситель тут же говорит о пшеничном зерне, что, только умерев, может принести обильный плод. Говорит и ученикам:

– Любящий душу свою (свою жизнь) погубит ее, а ненавидящий душу свою (свою жизнь) в мире сем, сохранит ее в жизни вечной. Если кто Мне служит – Мне да последует, и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой. Сейчас душа Моя смутилась и  что скажу? Отче, спаси Меня от этого часа! Но на этот час Я и пришел». Так в  четвертое Евангелие вплетается молитва о Чаше в Гефсиманском саду в ночь иудейской Пасхи, в которую мы вступаем в Великий Четверг, но перед этим слышим от Христа характеристику происходящего и того, что произойдет в ближайшие дни: «Ныне суд миру сему, ныне князь мира сего изгнан будет вон. И когда вознесен буду от земли [поднят на крест] всех привлеку к Себе».

Сразу вслед за  этим обещанием мы видим народ – тех, кто встречал Его с восклицанием «Осанна Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне» три дня назад и кто через  день потребует у Пилата Его распятия, а после будет глумиться над распятым. Как это ты говоришь, что должен быть вознесен от земли Сын Человеческий, кто Он, этот Сын Человеческий?

– Еще на малое время Свет среди вас – ходите, пока имеете Свет, чтоб не объяла вас тьма: ходящий во тьме не знает, куда идет. Пока Свет с вами – веруйте в Свет, чтобы быть сынами Света.

Тьма между тем сгущается, и единственное место на  земле, где она не властна, – горница на  горе Сион, в доме будущего евангелиста Марка, где на Тайной Вечере – прощальном ужине Иисуса с двенадцатью учениками – мы и оказываемся в четвертый день Страстной Седмицы.

Другие статьи автора
Православная книга. Что это? Мысли по поводу

Вот уже семь лет ежегодно 14 марта по благословению Святейшего Патриарха Кирилла празднуется в России этот праздник в память о первой напечатанной диаконом Иваном Федоровым в Москве книге «Апостол» в 1564 году. Что такое книга? Какое она значение имеет для человека? Православная Церковь в  этот день напоминает, что для каждого из нас книга — главная учительница жизни, именно через неё нам прививается образ восприятия мира, формируется наше мышление. Но что такое православная книга?

14 марта 2016
2978
0
6
Втр
2016