Станьте участником команды «Рублева»

cross
Главная / Блоги / Все ли притчи написал Соломон?
Блоги

Все ли притчи написал Соломон?

Все ли притчи написал Соломон?
А+
Распечатать
Фото: public domain

Кто написал книгу Притчей Соломоновых? Казалось бы, кристально ясный случай. Сама книга недвусмысленно указывает на автора: «Притчи Соломона, сына Давидова, царя Израиля» (1:1). Можно соглашаться, можно нет, но никаких объективных данных ни в поддержку, ни против такого авторства просто не существует и вряд ли они могут быть найдены в будущем. Только текст свидетельствует о себе.

Да, но его свидетельство неоднозначно. Автор – Соломон, но не только он. В 24:23 есть еще подзаголовок: «Вот другие слова мудрецов». Даже если Соломон был одним из этих мудрецов, явно были и другие.

А дальше еще интереснее: 25-я глава начинается с подзаголовка: «Вот другие притчи Соломона, сохраненные людьми Езекии, царя Иудеи». Как бы мы посмотрели на сборник произведений Державина или Ломоносова, записанный впервые нашими современниками? А тут как раз примерно такая дистанция. Точные даты правления царей всегда вызывают споры, но Соломон – это середина Х века до н.э., Езекия – конец VIII века, разница составляет более двух столетий. Вероятнее всего, эти изречения были известны лишь в устной форме, а «людям Езекии» пришлось их собирать и записывать.

Словом, сам царь Соломон, сын Давида, царь в Иерусалиме, никак не мог держать в руках ту книгу, которую мы сегодня видим перед собой: как минимум начиная с 25-й главы идет добавление более позднего времени.

Впрочем, «люди Езекии» не ограничились теми изречениями, которые приписывались Соломону. 30-я глава содержит изречения некоего Агура, 31-я – Лемуила, причем об этих мудрецах совершенно ничего не известно. Учитывая, что эти главы стоят в самом конце книги, даже трудно представить себе, что их включил в свое произведение сам Соломон в качестве пространной цитаты – скорее всего, составитель книги просто присоединил их в самом конце. Соломон не был автором этих изречений, но в них заметно явное смысловое и тематическое сходство этих глав с основным соломоновым сборником.

Итак, название книги «Притчи Соломона» никак не означает, что вся эта книга была целиком и полностью написана царем Соломоном или что она была завершена лично им в нынешнем своем виде.

Тут можно провести параллель с Псалтирью, автором которой традиционно считается Давид, отец Соломона. «При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе» – так начинается 136-й псалом, он повествует о горестной жизни израильтян в Вавилонском плену, но этот плен начался спустя века после смерти и Давида, и царя Соломона.

То есть Давид как великий поэт и Соломон как великий мудрец могли быть своего рода основателями определенной традиции, которая продолжалась и после их смерти. Ключевую роль здесь играла община, которая собирала и сохраняла эти тексты и ничуть не стеснялась того обстоятельства, что книга в любом случае написана не полностью тем человеком, чье имя она носит.

Автором книги Притчей, как и автором любой другой книги Ветхого Завета, по сути, была община верных – народ Израиля – что совершенно не исключает особой роли Соломона в ее написании.

8
Чтв
2016