Станьте участником команды «Рублева»

Главная / Блоги / Воспитать человека. Образование и культура как религиозные категории
Блоги

Воспитать человека. Образование и культура как религиозные категории

Воспитать человека. Образование и культура как религиозные категории
А+
Распечатать
Фото: shutterstock.com

В последнее время в моду вновь стало входить противопоставление культуры и религии. С одной стороны, нравственные ценности в современном обществе заметно сместились, грань между добром и злом зачастую теперь размыта. Кощунственные перформансы отождествляются с художественными произведениями; фанатизм и агрессия — с атрибутами религии.

В соавторстве с Александром Егорцевым

***

В современных школах часто детей нацеливают на внешний успех, воспитание активных лидерских качеств.

Но на самом деле все эти чудовищные перекосы происходят, скорее всего, как раз от недостатка и культуры, и веры. В первую очередь — от неправильного воспитания.

Именно от нас, родителей, в огромной степени зависит будущее наших детей, а значит и будущее нашей страны.

«Каждый из вас — отцов и матерей — подобно художникам, с великой тщательностью украшающим изображения и статуи, пусть заботится и о своих удивительных произведениях».

Святитель Иоанн Златоуст.

Образование и воспитание. Сколько трактатов и научных трудов посвящено этим категориям, сколько педагогических систем разработано! Но сегодня образование и воспитание находятся в диссонансе.

В то время как научно-технический прогресс стремится к невероятным высотам, уровень культуры (не только в России, но и в мире) почему-то с такой же стремительностью падает. Вместо духовных ценностей — животные инстинкты.

Памятно известное изречение: «человек тем и отличается от животного, что иногда поднимает голову кверху».

Но если долго смотреть на небо — шея заболит… Поэтому легче — под ноги.

Чтобы человек все же привыкал подольше смотреть на небо, чтобы и сам стремился к Небесам — в этом, на мой взгляд, главная задача образования и воспитания.

Что такое воспитание? Кажется, всем и так понятно, но у всех возникают вопросы по этому поводу. Давайте вдумаемся в формальный смысл этого слова. Любопытная этимология, не находите?

«Воспитание» происходит от «пищи», «питания».

Великий русский педагог К.Д. Ушинский писал:

«Слово воспитание прилагается не к одному человеку, но также к животным и растениям, а равно к историческим обществам, племенам и народам, т.е. к организмам всякого рода, и воспитывать, в обширнейшем смысле этого слова, значит способствовать развитию какого-нибудь организма посредством свойственной ему пищи, материальной или духовной».

Неужели и «воспитание» связано с животными инстинктами? А вот для того чтобы «человек и отличался от животного» перед корнем «питание» стоит приставка — «вос» (то есть — вверх, ввысь). Это не столько кормление ребенка до достижения определенного возраста, сколько — его духовное развитие, духовная устремленность.

Вообще этимология — очень занятная наука. Если внимательно присмотреться к слову «образование», то и здесь ждет сюрприз.

В корне этого понятия стоит «образ» (или по-гречески, «икона»). То есть ваяние, творческое создание образа, иконы на основе «первообраза». Первообраз иконы — святой человек, первообраз человека — Бог. Получается, что в понятии «образование» заложен философский вектор на «обожение», то есть святость и движение к Богу.

Слово «образование» иногда используется как синоним «просвещения». И снова термин имеет религиозную окраску. «Про-свещение» (от церковно-славянского «свеча», «свет» — наполнение светом). Если зайти в Москве на Манежную площадь и стать спиной к Кремлю, а лицом к факультету журналистики МГУ им. Ломоносова — на фасаде университетского корпуса неожиданно открывается церковно-славянский текст: «Свет Христов просвещает всех».

Этот девиз домовой церкви святой Татианы при МГУ взят из богослужения древней литургии Преждеосвященных Даров. Наша эра ведет свой отсчет и летоисчисление от Рождества Христова, и Христос — это и есть «Свет истинный». Первая глава Евангелия от Иоанна начинается словами: «Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Иоан. 1:9).

Образование, просвещение и воспитание напрямую связаны с культурой. Понятие «культура» происходит от латинского colo, colere — 1) «возделывать», «обрабатывать»; 2) «населять»; 3) «поклоняться» и «почитать». Впоследствии от одного и того же корня произойдут самостоятельные и, казалось бы, почти не связанные слова — «земледелие», «колония» и «культ».

В ходе становления европейской цивилизации понятие «культура» из области сельскохозяйственной все прочнее переходило в область нравственную и религиозную. Вместо «возделывания» и «культивирования» — «культ», то есть почитание и служение.

Если не знать этимологию этих базовых терминов, можно ли всерьез рассуждать о задачах современного образования и воспитания?

Итак, мы выяснили, что просвещение, образование, воспитание и культура в основе своей имели религиозный фундамент. Но как сегодня, в начале XXI века, дать детям правильное воспитание и образование?

С вхождением в нашу жизнь интернета мир кардинально изменился. Стерлись границы между государствами, народами и культурами. Сегодня бушующее «житейское море» — это прежде всего разнонаправленные потоки информации, которые затягивают и подчиняют весь мозг. Устоять перед информационными атаками, сохранив здравомыслие и неповрежденную психику, крайне сложно. Что уж говорить о ребенке…

Выкроить лишнее время для детей сегодня бывает крайне сложно. Гораздо легче включить телевизор или компьютер (что многие и делают), поставить «мультики» и идти заниматься своими делами. Как все знают, ребенок может часами и днями заворожено сидеть за экраном, и кажется, что ему уже ничего не нужно, он всем доволен. Но психологи давно отметили, что телевизор реально затормаживает детское развитие.

Совсем иное дело, если — как в старые добрые времена, когда не было компьютеров — родители читают детям книги. Сотни книг, десятки тысяч страниц так были прочитаны. Дети воспринимали информацию на слух, все остальное дорисовывало им воображение. У детей были свои герои, и мечты…

Герои есть и сегодня — в основном, мультяшные и компьютерные. Свинка Пеппа, Лунтик, паровозики из Чаггингтона, доктор Плюшева — это, пожалуй, еще самые безобидные и добрые персонажи XXI века. Рынок мультиндустрии в основном заполнен голливудской продукцией — пестрой, яркой и агрессивной, угнетающей и расшатывающей детскую психику.

Затем в жизнь ребенка войдет школа. Множество новых знакомых (из семей с разной культурой, религией и разным воспитанием). И множество предметов и дисциплин. Со школьного порога начнется стремительная «накачка» знаниями.

Заботливые родители (при этом имеющие еще и достаток), конечно, постараются дать своему чаду самое лучшее, самое дорогое и качественное образование. После школы, частных лицея или гимназии отправят учиться в престижный европейский или американский университет. Но, пробыв там некоторое количество лет, их дети возвращаются в Россию уже другими.

Понятие «Родина» носит уже условный характер, отечественная культура вызывает усмешку, сердце уже глухо к Пушкину и Есенину, Чайковскому и Свиридову, Шишкину, Репину, Левитану и Айвазовскому. Проходя мимо древних белокаменных храмов — шедевров мировой архитектуры, — они их просто не замечают. У них другие интересы. Они — эмигранты в своей культуре. Им безразличны прошлое и будущее «этой страны».

Но бывает и так, что, получив престижное образование, молодые люди остаются неудовлетворенными, разочаровываются в окружающей жизни, ищут какого-то иного смысла. А поскольку изначально не было привито что-то очень важное и самое главное, смысл жизни и свою веру некоторые находят «на стороне».

Поразительна история студентки МГУ Варвары Карауловой. Многие до сих пор не понимают, как могла образованная и вполне обеспеченная девушка из благополучной московской семьи – увлечься радикальным исламом, надеть хиджаб и сбежать на восток…

Но самое горестное: Варя Караулова — не одна такая! Подобные истории в последние годы случаются все чаще, но родители, как правило, в шоке и стараются о своем горе не распространяться.

Мы должны быть очень внимательны к нашим детям, чем они живут, о чем думают и о чем мечтают.

Почему же так происходит? Почему с трибун говорится о необходимости и важности патриотического воспитания, проводятся конференции, создаются ведомства и выделяются средства на патриотизм — но патриотизм так и не прививается.

В лучшем случае, общественный патриотизм проявляется у нас в наклейках на машине — «Спасибо деду за победу!» И, пожалуй, в массовом сопереживании российской сборной на чемпионате мира по футболу. Но, как известно, этот патриотизм неглубок и с каждым голом в наши ворота улетучивается и «гордость за Родину»…

Тогда где же выход? И каким должно быть правильное образование, воспитание?

Я считаю, выход есть — это православное воспитание.

Разумеется, речь идет об исторически православных этносах. Наша страна многонациональная, но, скажем, на Кавказе и не стоит такой проблемы, как потеря самоидентификации и угасание любви к Родине. Историческая и культурная амнезия, увы, сегодня характерна именно для этнически христианских народов (как России, так и Европы).

Из Евангелия к нам пришла пословица — «свято место пусто не бывает». Духовная пустота сводит на нет все успехи образования, когда «накачка» знаниями в итоге приводит молодых людей только к разочарованию и опустошенности.

Наше «рафинированное» христианство, когда 80% населения называют себя православными, но при этом по-христиански не живут, в храм практически не ходят, Евангелие и молитвы не читают, да и в Бога-то, наверное, не особо веруют, — наоборот, только отталкивает духовно ищущие сердца, заставляя молодых искать истину где-то на стороне, например, в восточной экзотике.

Чтобы этого не происходило, с раннего возраста нужно уделять максимальное внимание своим детям. Православное воспитание должно быть не только словом, но и делом, своим примером.

Вера в ребенке может закладываться как раз в семье, родителями, как и любовь к Родине. Что для нас Родина? Это и наш дом, семейный очаг; это и наша дивная по красоте природа, наши храмы, архитектурные памятники; могилы предков и монументы героям; Родина — это наша история, культура и вера.

Если мы заглянем в православные святцы, то есть в церковный календарь, то на каждый день приходится память какого-то святого или чудотворной иконы. Князья и полководцы, воины и монахи, просветители и мученики, святые жены — за этими датами вся история страны. В церковном календаре нашли отражение и главные победы русского оружия (Куликовская битва, Смутное время и освобождение России от поляков, Бородинское сражение и даже День победы над фашистской Германией).

Если с детства прививать тепло веры и воцерковленность, то и в зрелом возрасте у такого человека больше шансов не потерять смысл жизни и сохранить любовь к Родине.

Только очень важно, чтобы православное воспитание обходилось без фанатичных перекосов. Не стоит насильно и строго заставлять детей посещать храм. Даже в православных гимназиях детей подстерегает опасность потери веры, если педагоги будут делать акцент на зубрежке Священного Писания. Библия и Евангелие — это больше чем учебный предмет, который требуется заучить для хорошей оценки. В противном случае, ребенок начнет относиться к Священному Писанию как к занудной дисциплине, а сами повествования о жизни пророков и Христа в детском сознании мало чем будут отличаться от сказок или каких-нибудь «Легенд и мифов Древней Греции».

Именно формализм и перекосы в церковном образовании сыграли с дореволюционной Россией очень злую шутку. Империя была православной, большинство населения крещеным, Закон Божий зубрили исправно — но страна в одночасье развалилась. Революция, гражданская война, бывшие крещеные люди массово и со звериной жестокостью стали рушить храмы, сжигать иконы и расстреливать священнослужителей. Как это могло произойти?

Но ведь не секрет, что к концу XIX века именно духовные семинарии почему-то стали выпускать самых ярых безбожников и революционеров. В семинариях и духовных академиях образование было весьма качественным и серьезным, но тоже сводилось, видимо, к «накачке» знаниями и тренировке интеллекта. Воспитание же души — самое главное — похоже, уже тогда было упущено.

«Быть человеком — вот к чему должно вести воспитание», — говорил великий русский анатом XIX века Николай Пирогов. Его все знают больше как военного хирурга, основателя русской школы анестезии. Но Пирогов был еще и замечательным педагогом, посвятил проблеме воспитания специальную статью «Вопросы жизни».

«Все должны сначала научиться быть людьми», — повторял Пирогов.

Для этого с малых лет в человеке необходимо сформировать духовный стержень, его внутреннюю личность. Особенно известен призыв Н.И. Пирогова:

«Дайте выработаться и развиться внутреннему человеку! Дайте ему время и средства подчинить себе наружного, и у вас будут и негоцианты, и солдаты, и моряки, и юристы, а главное — у вас будут люди и граждане».

Поэтому, чтобы не повторять ошибок прошлого и сохранить для наших детей будущее, мы сами должны заботиться о правильном образовании и воспитании. В этом наш долг — перед детьми, Родиной и Богом.

«Не одно рождение делает отцом, но хорошее образование; не ношение во чреве делает матерью, но доброе воспитание» (святитель Иоанн Златоуст).

26
Срд
2017