Станьте участником команды «Рублева»

cross
Главная / Блоги / Послание к Евреям — чье оно?
Блоги

Послание к Евреям — чье оно?

Послание к Евреям — чье оно?
А+
Распечатать
Фото: Ariely

В позапрошлый раз мы упомянули Послание к Евреям апостола Павла… или не апостола Павла? А чье-то еще? И если чье-то еще, значит ли это, что послание подложное?

Во-первых — о том, почему возникают сомнения. Павел в своих Посланиях — по сути, письмах к разным общинам и отдельным людям — всегда очень конкретен, он обращается к знакомой ему общине, рассказывает о себе. В этом Послании — ни слова ни об авторе, ни об адресате. Да и вообще, это не совсем письмо, а скорее богословский трактат. Нигде не видно, чтобы автор обращался к какой-то конкретной общине или пытался бы повлиять на ситуацию внутри нее, как это постоянно делал Павел. Далее, автор употребляет слова и выражения, не характерные для Павла, подробно говорит о вещах, которые не интересовали Павла, — о ветхозаветных жертвах, к примеру. Есть и отличия в стиле.

Наконец, в Главе 2, стих 3 автор говорит, что известие о спасении «в нас утвердилось слышавшими от Него». То есть автор Послания был учеником апостолов. А Павел-то постоянно подчеркивал, особенно в Послании к Галатам, что он не учился у других христиан! И в каноне оно занимает такое особое место: сначала идут Послания к общинам, потом к отдельным людям, внутри каждого сборника они выстроены по размеру — и вдруг в самом конце появляется длинное Послание к Евреям. Не будь сомнений в авторстве, его поставили бы сразу после Послания к Римлянам.

Но сомнения были, и давно. Ориген, пожалуй, самый известный из раннехристианских толкователей Библии, в пересказе историка Евсевия Кесарийского, говорил об этом так: «В языке Послания, озаглавленном «К Евреям», нет особенностей, свойственных языку апостола… я бы сказал: мысли в этом Послании принадлежат апостолу, а выбор слов и склад речи — человеку, который вспоминает сказанное апостолом и пишет, как бы поясняя сказанное учителем... Кто был настоящий его автор, ведомо только Богу. Еще до нас его приписывали одни Клименту, епископу Римскому, другие — Луке, написавшему Евангелие и Деяния».

Сам Евсевий Кесарийский рассуждает об этом так: «Павел писал евреям на родном языке, и одни говорят, что евангелист Лука, а другие, что сам Климент перевел его на греческий. Последнее кажется более вероятным и по сходству языка в Климентовом Послании и в Послании к Евреям, и по небольшой разнице между мыслями обоих писаний».

Также в качестве возможного автора назывался спутник Павла по имени Варнава – он, кстати, был по происхождению левитом и должен был хорошо разбираться в тонкостях храмового богослужения. А еще упомянутые в Деяниях Сила, Аполлос или даже супружеская пара Акила и Прискилла. Но аргумент тут, по сути, один — они были близки к Павлу и могли написать этот текст, близкий ему по духу, но далекий по стилю.

Каким же будет правильный ответ? Послание к Евреям написала ранняя Церковь. Она же включила его в канон Священного Писания и сохранила до наших дней. Собственно, то же самое касается и многих других библейских книг, в авторстве которых возникают сомнения, но об этом мы поговорим в другой раз.

8
Чтв
2016