Станьте участником команды «Рублева»

cross
Главная / Блоги / Почему Посланий больше всего?
Блоги

Почему Посланий больше всего?

Почему Посланий больше всего?
А+
Распечатать
Фото: public domain

В прошлый раз мы говорили о том, что первой по времени написания книгой Нового Завета было, скорее всего, одно из Посланий Павла. И второй, и третьей, и четвертой – тоже Послание… Более того, если мы посмотрим на состав Нового Завета, то обнаружим: Посланий в нем больше всего, двадцать одна книга из двадцати семи...

Но почему же именно Послания? Казалось бы, на первом месте в каноне стоят Евангелия – рассказ о жизни, служении, смерти и воскресении Иисуса Христа. Их продолжает книга Деяний Апостолов, где говорится о возникновении и распространении Церкви. Далее как раз идут Послания, а в самом конце – таинственная книга Откровения, которая повествует о конце земной истории.

Наверное, если бы составлял этот канон я, то я бы продолжил Деяния – они обрываются накануне прибытия Павла в Рим, столицу империи. Я бы рассказал подробно о его жизни в Риме, о суде, о дальнейших путешествиях, я бы обратил внимание на остальных апостолов. Как раз книг двадцать бы вышло, если все расписывать подробно.

Первая глава послания к Римлянам, фрагмент папируса, IV век

А вместо этого в канон вошли Послания, переписка этих самых апостолов, прежде всего Павла, с разными людьми и общинами. Разве так пишется история?

В нашем мире, безусловно, не так. Но тогда никто историю и не писал, кроме Луки, автора одного из Евангелий и книги Деяний. Первым общинам просто некогда и незачем было этим заниматься – они жили, общались, решали возникавшие проблемы, делились опытом. Их становилось все больше, и апостолы, основавшие эти общины, появлялись в каждой из них все реже. Значит, оставалось писать письма – Послания.

Любая история, как ни крути, это всегда чья-то интерпретация событий, и будущих историков в университете обязательно учат не просто переписывать чужие учебники, а работать с первоисточниками. Послания апостолов – именно такие первоисточники, документы, в которых отражены реально возникавшие вопросы и предложены ответы на них. Иногда, как в тех самых Посланиях к Римлянам и Евреям, ответ требовал развернутой аргументации и письмо превращалось в целый богословский трактат.

Тогда можно задаться вопросом: почему Церковь приняла в свой канон эти тексты ровно в таком виде, в каком они были написаны? Отчего было не собрать их воедино, отредактировать, убрать оттуда все личное и временное, добавить комментариев… Да ровно потому, что жизнь в церкви – это не теория, а личный опыт. Если она, конечно, настоящая, эта жизнь.

Потом люди церкви напишут для себя катехизисы (списки вопросов на богословские темы с развернутыми ответами), уставы (правила богослужения) и каноны (церковное законодательство). Это важные тексты, но это не самое главное в Церкви. Самое главное – общинный и личный опыт жизни во Христе, именно он и отражен в Посланиях Апостолов.

11
Вск
2016