Станьте участником команды «Рублева»

cross
Главная / Блоги / О Масленице с надеждой
Блоги

О Масленице с надеждой

О Масленице с надеждой
А+
Распечатать
Фото: rublev.com

Масленица... Я и теперь еще чувствую это слово, как чувствовал его в детстве: яркие пятна, звоны — вызывает оно во мне; пылающие печи, синеватые волны чада в довольном гуле набравшегося люда, ухабистую снежную дорогу, уже замаслившуюся на солнце, с ныряющими по ней веселыми санями, с веселыми конями в розанах, в колокольцах и бубенцах, с игривыми переборами гармоньи. Или с детства осталось во мне чудесное, непохожее ни на что другое, в ярких цветах и позолоте, что весело называлось — «масленица»? Она стояла на высоком прилавке в банях. На большом круглом прянике, — на блине? — от которого пахло медом — и клеем пахло! — с золочеными горками по краю, с дремучим лесом, где торчали на колышках медведи, волки и зайчики, — поднимались чудесные пышные цветы, похожие на розы, и все это блистало, обвитое золотою канителью... Чудесную эту «масленицу» устраивал старичок в Зарядье, какой-то Иван Егорыч. Умер неведомый Егорыч — и «масленицы» исчезли. Но живы они во мне. Теперь потускнели праздники, и люди как будто охладели. А тогда... все и все были со мною связаны, и я был со всеми связан, от нищего старичка на кухне, зашедшего на «убогий блин», до незнакомой тройки, умчавшейся в темноту со звоном. И Бог на небе, за звездами, с лаской глядел на всех: масленица, гуляйте! В этом широком слове и теперь еще для меня жива яркая радость, перед грустью... — перед постом? Иван Шмелев, «Лето Господне»

Шмелев впервые прозвучал в широких читающих массах, когда «стало можно». Россия, которую мы потеряли, конфетки-бараночки, монументальная книга рецептов Молоховец, метровые осетры, которых запасали на зиму (это уже наше семейное предание: таких осетров, по рассказам, ела семья моего прадедушки Федорова Лукьяна Васильевича, железнодорожного мастера на участке Боготол — Ачинск, что в нынешнем Красноярском крае, а тогда Енисейской губернии), Пасха, Троица, благолепное пение в Великий пост, это обязательно — религия как второй компонент запретного. Это было наивно, как ранний утопический социализм, глуповато, как любое «против всего плохого за всё хорошее», безответственно, как детский бунт против строгой мамы (каковой тогда выглядели прежние советские устои), но в целом симпатично.

А потом первый — как первая чистая любовь — миф раздвоился на два не столь уж невинных. Что немудрено: в 90-е мир стал злее.

Шмелева стало модно не любить. Слащавость, идеализация совсем не столь идеальных времен (здесь нам приветливо помахивает миф о России как царстве тысячелетнего рабства), сведение православной веры к желудку — иными словами, утробная шмелевщина. Вот прямо такими словами. Масленица с блинами, кстати, тоже пострадала и перестала котироваться. Я не знаю, какими глазами нужно читать Шмелева, чтобы углядеть там утробность. Какая утробность: там в каждом предложении фантомная боль! Это чувствуется по строению фразы, даже если не знать, что это было написано в эмиграции — я в людей верю, могут быть и не в курсе, но блогеры все ж таки народ образованный, они знать должны. Воспоминания о мире, которого больше нет. Об Атлантиде. И тут каждая деталь дорога, каждую былинку готов целовать.

Впрочем, не намного лучше и другая мифологема (а скорее уже идеологема), пришедшая на смену первому мифу. Шмелев вошел в походную библиотечку патриота-консерватора, хотя и был слишком для нее миролюбив, так что остался на заднем плане, как воспоминание о первой глуповатой влюбленности. Та же Россия, которую мы потеряли. Но теперь вместо наивного детского хулиганства перед сдающей позиции советской властью всё зверино серьезно и благоговейно перед любой более или менее крепкой рукой. Благолепие, святой царь, малиновый звон, кринолины княжон и графинь, душегреи (хотя, справедливости ради, даже на картине «Сватовство майора»1848 года уже тоже кринолины) купеческих жен и дочерей. Еще прибавьте сюда добрых и простодушных поселян, рисуемых в духе немецкого святочного рассказа, или особую нутряную крестьянскую духовность (алаверды советским писателям-деревенщикам), а также странное раздвоение сознания, когда речь идет о советской власти: то ли безбожники, оккупанты, нерусские если не по крови, то по духу, то ли великая империя, одержавшая победу в мировой войне, создавшая лучшую в мире социальную систему и свой имперский ни с чем не перепутываемый большой стиль...

Суха теория, мой друг,
А древо жизни зеленеет.

На улицах в честь Масленицы пекут блины, звучит музыка — гуляют даже те, кто не будет поститься. Обычай делать «масленицу» из бумаги, как у Шмелева, забылся. Жаль, конечно. Да ведь и почти все традиции по сути возникают заново: целый пласт, связанный праздниками, христианскими и языческими обрядами, не просто растворился в современной жизни, как в других странах, а был отторгнут насильственно. То, что приходит ему на смену, — новое и ни на что не похожее. Пока аляповатое и, возможно, вызывающее недоумение у любителей чеканности: сторонников православной «акривии», для которых нет Масленицы, а есть одна только Сырная седмица; последовательных сторонников Европы и прогресса, противников русопятства и мракобесия, для которых что Сырная, что Масленица одинаково нетерпимы; консерваторов, которые вместе с «А» (православие) обязательно говорят «Б» (народность и самодержавие).

Но я не думаю, что надо спешить с чеканными определениями. Со временем и нынешний пласт обычаев и традиций наполнится духовным содержанием — было бы чем наполнять. Но ведь есть чем.

Другие статьи автора
Ледяной ангел

Томск, начало января 1990 года, мороз под сорок. У бабушки головная боль: внучка повадилась в «церкву», води теперь ее в глухой частный сектор, а там сараи, маньяки, даже днем страшно. Есть и другая причина бояться: а ну как снова «леригию» запретят?

7 января 2015
1070
0
«Неустанная Помощь» — русская икона?

В Русской православной церкви почитаются чудотворными некоторые западные изображения Мадонны. А у некоторых русских икон на Западе есть образы-близнецы. Если начать углубляться в историю старинных чтимых икон, можно встретить самые потрясающие открытия.

15 декабря 2014
1853
0
8
Чтв
2016