Станьте участником команды «Рублева»

cross
Главная / Блоги / ​О чужом грехе и «благородном негодовании»
Блоги

​О чужом грехе и «благородном негодовании»

​О чужом грехе и «благородном негодовании»
А+
Распечатать
Фото: rublev.com

Нам часто бывает свойственно возмущаться чужими грехами, пороками и ошибками. Наше негодование и обличение этих грехов бывает с большим пристрастием и внутренним возбуждением, а от этого пользы никакой не бывает. Обратить нужно внимание на то, как Предтеча и Креститель Господень Иоанн обличал Ирода. Он на него не гневался, а просто и спокойно говорил: не должно тебе этого делать. Вот такого рода свидетельство справедливости и правды должно быть у всех нас, особенно в тех случаях, когда обращаются за нашим мнением.

Правильное обличение — есть спокойное свидетельство истины. Когда мы приходим «в благородное негодование» по поводу чужих проступков, то этим самым мы показываем, что мы сами еще больны и не исцелились, и подвержены очень глубоким и сильным падениям. Это внешнее обнаружение чужого греха может свидетельствовать и о внутреннем состоянии того, кто критикует.

Святые отцы всегда говорили, что нужно о чужом падении плакать, а себя тотчас же укорять. Чужое падение должно возбуждать в нас мысли сожаления, по примеру одного подвижника, который всегда, когда видел согрешавшего, говорил: «сегодня он согрешил, а завтра я согрешу», и предавался сокрушению о своих слабостях, хотя и несущественных.

Глядя на всякого рода социальные преобразования, говорящие о полной свободе, но на самом деле ведущие человека к закрепощению, мы видим, что наша цивилизация приводит нас к состоянию того стада свиней, которое низверглось в Гадаринское озеро. И человечество туда же стремится. Люди, падкие на приманки так называемой цивилизации, о своей христианской культуре не только забывают, но и теряют ее. При потере культуры у них теряется и чувство духовного смысла, духовного чутья. Поэтому возвращение к православно-христианской культуре так важно и так необходимо в наше страшное время, чтобы понять все ценности духовные, возвышающие человека и делающие его самого очень крупной и большой ценностью. Осуществление этих духовных ценностей ведет человека к подлинному счастью.

В настоящее время мы можем и должны питаться только тем, что дает нам наше прошлое, наши корни, имеющие тысячелетнюю давность, ибо человечество теряет и мораль, и культуру. Если нам привиться к этим корням, то мы свою культуру не утратим, а приобретем. Этим приобретением, с Божией помощью, будем и находить те пути, которые необходимы для нашего духовного роста.

Поэтому не будем унывать, а приносить покаяние и за себя, и за других, молясь обо всех. А если мы хотим, чтобы мир изменился к лучшему, мы должны начать с самих себя, становясь «светом миру» и «солью земли», чтобы привести «отчужденных от жизни Божией» (Еф. 4, 18) в чудный Свет Христов.

11
Вск
2016