Станьте участником команды «Рублева»

Главная / Блоги / ​Молитва — дыхание души
Блоги

​Молитва — дыхание души

​Молитва — дыхание души
А+
Распечатать
Фото: shutterstock.com

«Без молитвы духовная жизнь наша умирает».

Святитель Иоанн Златоуст

Обычно наша жизнь, протекая в относительном благополучии, не слишком располагает к молитве. Конечно, верующие «со стажем», стараются регулярно посещать воскресные службы в храме, читать Евангелие и различную духовную литературу, многие совершают утреннее и вечернее молитвенное правило. Но как же все-таки трудно иной раз бывает заставить себя встать на молитву!

Мы просыпаемся уже с мыслями о предстоящих делах, важных предприятиях, покупках или развлечениях. Торопимся на работу — опаздывать никак нельзя, иначе начальство или сослуживцы будут нами недовольны. Весь день наш мозг загружен обязательными заботами.

В последние годы к этим заботам добавились социальные сети. И теперь у многих утро начинается с просмотра новостных лент в Фейсбуке, В Контакте, проставления «лайков», отслеживания новых комментариев к своим постам. Так, за работой и в социальных сетях, проходят часы и дни нашей жизни.

На молитву времени почти не остается. Да и сил уже не хватает…

Наглотавшийся за день всевозможной информации и перевозбужденный мозг еще долго не может прийти в себя. Чтобы вечером успокоиться, расслабиться, некоторые включают телевизор, просто как фон. А там выпуски новостей — как же их не посмотреть?! Нужно быть в курсе событий!

В результате наша нервная система ближе к ночи оказывается истощенной. Ну, какая уж тут молитва?! Хоть бы заснуть! А завтра все повторится опять.

Так проходит жизнь… Какое место в ней остается для Бога?

Конечно, мы все крещеные, и по воскресеньям стараемся ходить в храм, и в соцсетях регулярно участвуем в интеллектуальных дискуссиях на христианские темы, и множество полезных богоугодных дел совершаем.

Но если мы прекращаем сердечно молиться, та благодатная нить, которая невидимо связывает нас с Богом, становится тоньше и тоньше и в конце рискует и вовсе порваться…

Наверное, это закономерность: благополучие и покой постепенно расхолаживают человека, отдаляя его от Бога. И наоборот, трудности, скорби и испытания становятся порой отрезвляющей и спасительной встряской, заставляющей оторвать взор от земного к небесному.

Нечто подобное происходит и с нами. Позади остались «сытые» и относительно спокойные 2000-е годы, страна и мир вошли в новый кризис. К очень болезненным экономическим трудностям добавились локальные войны, техногенные катастрофы и подступившая вплотную к порогу каждого из нас угроза терроризма. Мы вновь стали ощущать всю зыбкость нашего бытия, уязвимость нашего благополучия. Мы снова вспомнили, что смертны. Мы вспомнили, что такое молиться...

Теракты в Париже, гибель российского авиалайнера над Синаем… Этих людей уже нет в живых, а соцсети до сих пор сохраняют их странички и фотографии. Улыбающиеся лица, житейская переписка, планы и надежды на будущее… В один миг все это оборвалось.

После терактов тысячи людей шли с цветами, зажигали свечи, кто-то робко в цветах ставил икону. Я уверена — это не только дань моде! Это была потребность души. Люди не могли смириться со смертью. Для многих это уже и была молитва, пусть и бессловесная.

В начале XX века известный эмигрантский философ-священник Александр Ельчанинов в своем дневнике сделал запись: «Смерть близких — опытное подтверждение нашей веры в бесконечность. Любовь к ушедшему — утверждение бытия другого мира. Мы вместе с умирающим доходим до границы двух миров — призрачного и реального: смерть доказывает нам реальность того, что мы считали призрачным и призрачность того, что считали реальным».

И вот еще одно наблюдение: «Рождение мистично — к нам приходит вестник из другого мира. Смерть близких еще сильнее будит в нас мистические чувства – уходя от нас, они из ткани нашей души протягивают за собой длинный провод, и мы уже не можем жить только этим миром – в наш теплый, уютный дом поставлен аппарат в бесконечность» (священник Александр Ельчанинов, «Записи»).

Кто терял близких, возможно, знает, как легка бывает и пламенна молитва в первые дни, недели и месяцы после утраты. Освободившись от хлама суетных проблем, оголенная душа как будто предстоит пред Богом и святыми. Со временем, конечно, эти чистота и сила молитвы ослабевают, на смену вновь возвращаются обыденность и суета.

Но, как советуют духовно опытные наставники, важно приучать себя к молитве не только в экстремальных ситуациях, болезнях и скорбях, но и в благополучной повседневности. Не только взывать к Богу о помощи, но и благодарить. Благодарить не только за посланную помощь и исполненное прошение, но благодарить еще и за сам дар жизни, за все, что мы уже имеем: семью, детей, работу, окружающий мир.

Молитва как великое таинство должна происходить при соответствующем настрое. Именно к Богу, дарующему жизнь, направлена должна быть наша удивительная по своему искреннему порыву, по своему возникающему состоянию просьба — великое прошение, или благодарность, наш искренний разговор на уровне души.

Иначе странно получается: во время бури мы будем истово молиться, но лишь настанет штиль — о Боге можно позабыть. Как в народной пословице: «гром не грянет — мужик не перекрестится».

В Евангелии сказано, что Царствие Небесное силою берется. А молитва, как говорят святые, это тоже труд — и труд немалый и ответственный. Порой легче переделать массу дел (вспахать огород, написать в журнал статью или отвезти за тридевять земель гуманитарную помощь), чем встать на двадцать-тридцать минут, отвлечься от суеты и в тишине совершить молитвенное правило.

Тут и усталость накатывает, и в сон клонит, и ноги подкашиваются. Впрочем, это не может служить оправданием, так как молиться можно и стоя, и сидя, и лежа. Так, по словам святителя Филарета Московского, «лучше сидя думать о Боге, чем стоя — о больных ногах».

Всего 20 минут на молитву, но нам и это кажется очень долгим и утомительным. Нас отвлекает малейший пустяк, внимание не может сосредоточиться, ум отвлекается на мысли о земных заботах, переминаемся с ноги на ногу и торопимся скорее дочитать положенные страницы.

Кстати, о длинных молитвах. Как пишет тот же протоиерей Александр Ельчанинов, «”Многословие” в молитве хотя бы тем уже хорошо, что наше сознание дольше привязано к святым словам. Если при этом нет даже полной погруженности в смысл произносимых слов, а только отвлечение от пустяков, суеты, забот, нечистых мыслей, и то это очень много. А если к этому — переживание хоть 1/100 читаемого, то душа приобретает этим неисчислимые сокровища» (священник Александр Ельчанинов, «Записи»).

Молитва — одна из важнейших составляющих жизни каждого христианина. Как совершается молитва? Где найти подходящие слова для молитвы? О чем и как нужно молиться? Какие опасности могут подстерегать человека во время такого, казалось бы, простого и естественного процесса, как молитва?

Теперь ответы на это можно найти на нашем информационном портале Rublev.com в специальном разделе «Молитвы. Ответы на вопросы». Надеемся, что приведенные сведения помогут многим правильнее сделать первые шаги в Православной церкви, а людям уже воцерковленным лишний раз напомнят о важности молитвы в повседневной жизни каждого христианина.

Ведь еще великий математик и религиозный философ Блез Паскаль отмечал: «Бога познают сердцем, а не рассудком. Вот что такое вера. Бог является сердцу, а не рассудку».

Молитва — это и есть сердечное обращение верующего сердца к Богу и Его святым. Молитва — разговор с Богом. Тот, кто молится, уже не одинок в этом мире. Молитва — это дар свыше, как и многие другие добродетели в нашей жизни. Но, чтобы этот дар раскрылся, к нему надо стремиться.

23
Вск
2017