Станьте участником команды «Рублева»

Главная / Блоги / ​Милосердие не бывает чрезмерным
Блоги

​Милосердие не бывает чрезмерным

​Милосердие не бывает чрезмерным
А+
Распечатать
Фото: shutterstock.com

Мы входим в 2017 год с новыми надеждами, радостями, печалями и проблемами. Хочется, конечно, верить, что наступающий год принесет облегчение или хотя бы будет не хуже года минувшего. И все же понятно, что легкой жизни в период кризиса лучше не ждать. Предстоит еще сильнее затянуть ремни — умерив потребности, изменяя привычки.

Стонут и богатые, и малообеспеченные — но тех, кто живет у черты бедности, в разы больше. Последним зачастую уже не на чем экономить.

Именно поэтому 2017-й ждет от нас деятельной любви, милосердия и особенной заботы о ближнем. Благотворительность сегодня — не только вопрос престижа солидных организаций и пиар для бизнеса. Это прежде всего реальная помощь тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации. Для одних — способ выжить, для других — потребность сострадательной души.

Различные фонды собирают средства на образовательные программы, оказание дорогостоящей медицинской помощи, закупку оборудования для больниц, заботу об инвалидах и сиротах. Отдельные энтузиасты открывают в социальных сетях благотворительные группы и сообщества, занимаются весьма эффективной адресной помощью.

Что же такое благотворительность? Определение звучит банально: «оказание бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) помощи тем, кто в этом нуждается» (Википедия); «оказание материальной помощи нуждающимся частными лицами или организациями» (РИА Новости).

Если обратиться к традициям православия, то Евангелие не конкретизирует, кому следует помогать, а кому нет. «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя, не отвращайся», — говорит Спаситель (Евангелие от Матфея, 5:42). При этом даже среди святых отцов и учителей Церкви нет однозначного рецепта, как относиться к «профессиональным» нищим или даже мошенникам. В святоотеческой литературе можно встретить наставления о необходимости давать милостыню не «бездумно», а только тем, кто действительно в ней нуждается. Но есть и альтернативный взгляд, выраженный святителем Иоанном Златоустом: «Давайте поможем тем беднякам, которые умоляют нас об этом, и если они даже обманывают нас, не надо придавать этому слишком большого значения. Ибо такого милосердия, прощения и доброты заслуживает каждый из нас».

В наши дни благотворительность может быть разной, а поле деятельности для милосердия — безграничным. При этом «творить благо» могут не только солидные фонды, представители бизнеса и чрезвычайно обеспеченные персоны. История и практика показывают, что на чужую боль, беду быстрее откликаются далеко не богатые люди, многие из которых сами когда-то испытали нужду или боль. У них уже есть своего рода прививка от равнодушия. Многое выдержав, пережив, такой человек обычно уже не пройдет мимо чужих страданий.

В Евангелии есть яркая притча, в эпоху кризиса особенно актуальная: «Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Евангелие от Матфея, 25:35-40).


Фото: Igor_Astakhovi / Shutterstock.comУ благотворительности и бескорыстного служения ближним и есть и свои подводные камни. В данном случае речь не о мошенниках и недобросовестных «просителях».

Известны примеры, когда благие намерения помочь нуждающимся в конце концов приводили последних к плачевным последствиям. С одной стороны, «милосердие не бывает чрезмерным» (это слова Фрэнсиса Бэкона); с другой — «следует остерегаться злоупотреблять милосердием» (Никколо Макиавелли). Но разве можно милосердием «злоупотребить»?

Артур Конан Дойл, автор детективов о Шерлоке Холмсе, когда-то написал серию фантастических произведений, с которыми читатели знакомы в гораздо меньшей степени. Среди них повесть «Открытие Рафлза Хоу». Ее особенно полезно узнать тем, кто намерен трудиться на ниве благотворительности.

В результате уникального открытия ученый Рафлз Хоу научился превращать свинец в золото. Будучи по духу энтузиастом-нестяжателем, Хоу мечтает изменить жизнь окружающих, помочь всем нуждающимся. По ночам у себя в замке он штампует золотые слитки, которые потом все без остатка пускает на дела благотворительности: занимается меценатством, молодому художнику помогает решить финансовые проблемы, много жертвует на церковь, по просьбе викария Сперлинга оказывает адресную помощь тем из местных жителей, кто «доведен до крайности». Со временем жизнь в округе заметно меняется: церковь отремонтирована, построены новые дома, собрана прекрасная картинная галерея, в городке почти не осталось бедняков.

Все прекрасно, все блестит и светится! Но что-то случилось с людьми — они поразительно изменились. Художник, привыкнув к легким деньгам и роскоши, перестал писать картины; трудолюбивые крестьяне и рабочие, раньше еле сводившие концы с концами, теперь, получая от ученого щедрую помощь, потеряли сноровку и вообще интерес к труду. Даже скромная и прекрасная невеста Хоу Лаура Макинтайр стала какой-то другой…

«Благотворительность, — пишет Конан Дойл, — которую он так тщательно обдумывал, словно бы пропитала отравой все окрестные селения…»

В итоге Рафлз Хоу приходит в отчаяние: «Я бы все стерпел, если бы чувствовал, что творю добро. Увы, все мои старания приводили к тому, что трудолюбивые становились бездельниками, довольные своей судьбой — жадными тунеядцами, и, что хуже всего, чистые, благородные женщины — обманщицами и лицемерками».


Даже почтенный викарий Сперлинг, ранее побуждавший ученого к благотворительности и адресной помощи людям, неожиданно обращается к Хоу с какой-то растерянностью: «Вы очень состоятельны, и вы благородно распоряжаетесь вашим богатством… Но не кажется ли вам иногда, что деньги ваши оказывают на окружающих дурное влияние?.. Трудолюбивый художник стал лентяем, еще хуже того, прихлебателем… Тоже и кое-кто из наших деревенских жителей, — продолжал мистер Сперлинг. — Боюсь, вы помогали слишком щедро, без разбору. И люди опустились, утратили чувство собственного достоинства…»

Повесть Конан Дойла «Открытие Рафлза Хоу» — это предупреждение идеалистам-мечтателям, полагающим, что своей безграничной любовью, заботой и помощью они непременно осчастливят нуждающихся. Но ведь можно и не заметить ту грань, когда тот, кому помогаешь, постепенно начинает к этому привыкать, неосознанно «садится на шею». Только ли его это вина?

Об этом обычно не пишут, но такое тоже случается. Некая небогатая, но трудолюбивая семья в результате какой-то беды оказывается без средств к существованию, сердобольные люди открывают счет и начинают сбор помощи — чем пронзительнее история, тем больше и дольше помощь. Но проходит время, безденежье давно позади, а средства по инерции все еще приходят. И в какой-то момент «облагодетельствованные» привыкают к свалившемуся благополучию, уже забыв цену деньгам, каким трудом это достается. В результате люди меняются, и не всегда в лучшую сторону.

Такие истории хорошо знакомы многим энтузиастам и волонтерам, несущим служение на ниве социальной помощи.

Следовательно, в делах милосердия и благотворительности нужно чувствовать необходимую меру: оказывать помощь ровно столько, сколько того требуют сложившиеся обстоятельства. Может быть, даже чуть больше.

Помощь — это протянутая нами рука в трудную минуту. Но помочь — не значит взять на содержание. Иначе получится, как у Экзюпери: «мы в ответе за тех, кого приручили».

Так вот, очень важно не приручать, а поддержать, то есть дать возможность встать на ноги. А дальше человек должен уже сам прилагать старания, трудиться и зарабатывать, своими силами строить жизнь, добиваясь успехов и благополучия.

И еще одно наблюдение: невозможно всех спасти, не в наших силах помочь всем нуждающимся. Но если мы видим, что рядом с нами кто-то находится в бедственном положении, а мы могли бы как-то помочь, поддержать – вот здесь и есть возможность проявить любовь и милосердие к ближнему. Как раз этому и учит евангельская притча «О милосердном самарянине».

В Новом году хочется пожелать всем нашим друзьям и читателям портала Rublev.com светлой радости, здоровья, благополучия, стабильной работы, благодатной помощи Божией в жизни и служении; милосердия, веры, надежды и любви!


Ксения Тихомирова

Соучредитель портала Rublev.com,
президент Благотворительного фонда
«Православные инициативы»

Икона и картина: памяти святого Андрея Рублева

От всей души поздравляю всех наших читателей с днем преподобного Андрея Рублева! Вглядываясь сегодня в величайшие образы, созданные преподобным Андреем Рублевым, мы испытываем немой восторг, и сердце как будто замирает от соприкосновения с Вечностью.

17 июля 2016
3846
20
Пнд
2017