Станьте участником команды «Рублева»

cross
Главная / Блоги / Как христиане готовятся к Великому посту
Блоги

Как христиане готовятся к Великому посту

Как христиане готовятся к Великому посту
А+
Распечатать
Фото: rublev.com

Мы вступаем в особое пространство богослужебного годового круга – период подготовительных недель, интересной и глубокой прелюдии к Великому посту. Из практики следует несколько выводов, на первый взгляд совсем неочевидных.

Во-первых, пост – это серьезно. Даже очень. Поэтому к нему тоже надо готовиться. Иначе всё может закончиться очень грустно. Я вспоминаю один рассказанный мне случай, как свежеобращенный уже взрослый человек рванул поститься «как положено», отпостился всю святую четыредесятницу, отысповедовался в Великий Четверток, причастился — и, придя домой, достал из морозилки мясо, нажарил и больше в храм не ходил. Он понял, что больше он так не может. Точно также, как не стоит меня побуждать ради телесного здравия поднимать стокилограммовую штангу. Оторвать-то оторву, только не штангу от пола…

Неспроста Святая Церковь предваряет поприще Великого Поста подготовительными неделями, полагая, что внимательный христианин сам заставит себя задуматься над тем, почему он не должен молиться как фарисей и почему он не должен ощущать себя в Церкви старшим сыном, который с презрением и изумлением смотрит на то, как младший сын, блудник и мот, возвращается к своему отцу, а тот его встречает с распростертыми объятиями, зачем на Страшном Суде царит глубокое изумление его результатами: всё это – отличный материал для первичного форматирования себя в преддверии великопостных трудов.

Неделя о мытаре и фарисее – острый укор любой совести. Неспроста именно в этот воскресный день верующие с хорошо развитым чувством юмора поздравляют друг друга с днем тезоименитства: а там уж каждый сам для себя решает, кто он – высокомерный фарисей или же мытарь – пусть и раскаивающийся, но все же предатель собственного народа, выбивающий поборы для ненавистной римской казны.

Поэтому вот какой второй урок нам предлагает Церковь: пост – это совсем не то, что мы с вами запланировали. И мытарь, и фарисей пришли с разными ожиданиями – но в итоге получили совершенно не то, на что рассчитывали. Точно также и нам не следуем «прогнозировать», каких духовных результатов мы добьемся, пройдя нелегкое поприще святой четыредесятницы: у нас есть Кому определять наш индивидуальный маршрут спасения. Делай дело Божие, а Он Сам решит твои проблемы, в том числе и духовные.

Еще одна подготовительная неделя – о блудном сыне. Трогательная притча, которая легла в основу множества произведений искусства, притча богатая смыслами и чувствами. Но главная идея, которую стремится Церковь донести до своих верных чад в преддверии поста – предельно простая: Бог – не мститель, одержимый идеей мздовоздаяния, а милующий Отец, бесконечно верящий человеку даже тогда, когда он каждым поступком утверждает своё непотребство.

Значит, в третьих, – и это очень важно! – нет такого греха, подлости, предательства, цинично совершенного зла, которые могли бы стать непреодолимой преградой между человеком и Богом. На то и бездна Его любви и милосердия, чтобы в ней исчезал без следа мелкий песок наших грандиозных прегрешений.

Предпоследняя неделя – Мясопустная (заговенье на мясо) – посвящена воспоминанию Страшного Суда. Всего лишь одной образной притчей Господь выбивает из-под нашего духовного самомнения все мнимые подпорки и буквально подвешивает в пустоте. Нет никаких гарантий – количества и качества вычитанных молитв, килограммов несъеденных скоромных продуктов, часов недосмотренных фильмов и сериалов – которые можно было бы предъявить Богу как свидетельств нашей верности Ему. Всему этому есть цена, да только грошовая. А вот тот самый ближний, который был рядом и так и не получил от нас хотя бы самой малой толики нашей любви, – это уже весомо и значимо.

Итак, четвертая мысль: ближний – единственный объективный критерий правильности наших духовных трудов. Если ему рядом с нами становится всё хуже и невыносимее – значит, есть в наших подвигах какой-то серьезный изъян.

Последний подготовительный день – это Прощеное воскресенье. Единственное абсолютное условие любого обращения к Богу – с покаянием ли в грехах, с благодарностью ли за Его милости – отсутствие скрытых в сердце претензий друг ко другу. Бог силен пройти сквозь любые препятствия – но скоксовавшаяся затаенная злоба в сердце даже для Него непреодолима. Даже Сам Господь Бог не может вынудить человека простить, если он этого не захочет. Простить – не только и не столько повернуться друг ко другу лицом, возобновить общение, перестать осуждать. Простить – значит начать с чистого листа, поверить, полюбить, стереть дочиста все требования, злопамятство, плохие воспоминания, дурные эмоции. Скажете: да кто же это может? А вы пробовали? Опыт показывает, что в этот день – Прощеное воскресенье – сам воздух становится каким-то размягченным, трепетным и нежным – словно природа отзывается на повышение градуса сердечной теплоты. Не простив в этот день, другого можно уже и не дождаться.

Значит, последняя, пятая мысль о том, что Бог Свои действия по отношению к каждому из нас соизмеряет с нашим поведением: будешь щедрым и великодушным к другим – и Бог к тебе отнесется с милостью; будешь мелочным и придирчивым – и с тебя взыщут по полной, без всяких скидок.

Дай же нам, Господи, приступить к Святой Четыредесятнице не борзясь, не с высоко задранным подбородком и подкачанными духовными мышцами – а со страхом и трепетом, благоговейно ожидая от Тебя помощи и милости, и честно делая то, что вполне в наших силах!

11
Вск
2016