Станьте участником команды «Рублева»

Главная / Акцент / Протоиерей Леонид Калинин: Экономика должна… быть

Протоиерей Леонид Калинин: Экономика должна… быть

Протоиерей Леонид Калинин
А+
Распечатать
Фото: Russianchurch (YouTube)

Источник публикации


Субъективные заметки настоятеля об одном объективно доходном начинании

Протоиерей Леонид Калинин:

— Поделиться собственным опытом экономического обеспечения жизнедеятельности крупной приходской организации меня побудили несколько причин. Самую главную из них можно выразить так: Церковь не вправе проходить мимо необходимости формирования собственной, экономически оправданной доходной базы.

Увы, как ни печально признавать, но на традиционные источники финансирования — церковную кружку, свечной сбор, регулярные пожертвования состоятельных меценатов — в условиях продолжающихся годами и чередой сменяющих друг друга кризисов рассчитывать приходится все меньше.

В силу собственной уникальности Церковь как развитая сетевая организация (я имею в виду, конечно, ее земное, административно-территориальное устроение) идеальна для реализации здравых экономических проектов как во всей своей полноте, так и в объеме епархий, а также на уровне отдельных монастырских и приходских общин. Причем многочисленные «велосипеды» в этой сфере изобретены задолго до нас.

В духовных школах католического Запада экономические факультеты известны с XIV—XV века. В свое время именно успешная деятельность сотен и тысяч их выпускников обеспечила реализацию задачи планетарного масштаба – миссию на землях Азии, Африки и Нового Света, в результате чего христианская ойкумена стала обширнее на один-два порядка. Сегодня наследники тех «менеджеров» эпохи Ренессанса управляют контрольными пакетами акцией респектабельных западных банков, владеют многочисленными баварскими пивоварнями и итальянскими виноградниками, что позволяет католикам продолжать ряд затратных миссионерских, просветительских и благотворительных проектов по всему миру.

Конечно, я не призываю слепо копировать их опыт. Да сегодня перед нами никто и не ставит такую задачу. Другое дело, экономика в условиях глобализации, как справедливо замечают авторы одноименного документа, подготовленного Межсоборным присутствием, не может больше Церковью игнорироваться. Перефразируя приписываемое французскому писателю Шарлю де Монталаберу высказывание, без лишнего риска ошибиться можно предположить: если сегодня не заниматься экономикой, вскоре она займется вами.


Хочешь миллион — пойди и заработай

Разумеется, на все это можно возразить с позиции традиционного мировоззрения: пускай лучше Церковь благотворно влияет на государственных мужей, чтобы те озаботились должным развитием экономики в стране. Тогда коснувшееся широких масс верующих благоденствие наполнит их кошельки, и десятина щедрыми вкладами поддержит приходские бюджеты. К сожалению, путь это малоэффективный. Если отдельные чиновники о модернизации экономики еще рассуждают, то государство в целом четко ориентировано на сырьевой бизнес.

До поры до времени я, как и большинство россиян, предавался на сей счет лишь теоретизированиям. Пока в начале 2002 года переданный в ужасном состоянии приходу храм Климента Папы Римского не заставил меня, назначенного настоятелем, заняться прозой жизни. В кровле — дыры размером с письменный стол, отопительная система разморожена, электропроводка довоенных времен того и гляди полыхнет. На какие деньги привести в порядок эту колоссальную махину?!

Ответов на постоянно мучившие вопросы не было. Вероятно, только поэтому я не слишком долго раздумывал, узнав, что вдова скоропостижно скончавшегося предпринимателя Александра Паникина продает молочную «микроимперию» — московскую сеть из трех десятков торговавших кефиром, сметаной и ряженкой ларьков. Собрав все имевшиеся в наличии личные и семейные средства и заняв деньги у знакомых, я хорошенько помолился, заручился благословением священноначалия и выкупил 32 палатки.

Идея организовать предприятие с полным производственным циклом от поля до прилавка, к сожалению, осталась в грезах. Но создать образцовую торгово-благотворительную православную сеть в центре Москвы нам удалось!

На самых лучших двух-трех точках удавалось зарабатывать до 150 тысяч рублей в месяц. Вся сеть приносила от миллиона до полутора миллионов прибыли.

Доходы не оказались стабильными. Тем не менее, после выплаты налогов и зарплат персоналу (у нас официально трудился внушительный штат водителей и продавцов, собственные менеджеры и бухгалтеры) на реставрационные потребности удавалось направлять около миллиона рублей ежемесячно.


Два мешка «сигналов»

Кроме того, за каждой палаткой мы закрепили от пяти до пятнадцати малоимущих многодетных московских семей. Префектура дважды признавала наш храм крупнейшим благотворителем Центрального округа. Увы, это не спасло от катка борьбы с мелкорозничной уличной торговлей. Никакие аргументы в пользу государственно-церковного социального партнерства действия не возымели.

Счеты с нашей сетью специально никто не сводил. Просто торговым точкам не продлевали разрешения, и на улицах их становилось все меньше и меньше… Партию последних ларьков я закрыл по собственной инициативе, уже не дожидаясь указаний сверху — чтобы не войти в убытки.

Тут же из префектуры начали звонить и умолять не портить статистику: мол, нашей благотворительной программой и образцовой организацией работы перед самим мэром отчитываются! На что я твердо возражал: поздно, раньше надо было демонстрировать «государственный подход». Но покупатели продолжали жаловаться наверх. Меня даже вызвали в отдел по работе с обращениями граждан столичной мэрии и показали два огромных мешка с письмами. А потом объяснили: поскольку ваш вопрос – устойчивый лидер по «сигналам» 2013 года, вас обязательно примет Сергей Собянин.


Молочные реки — чиновничьи берега

Пару месяцев спустя я позвонил и поинтересовался, все ли правильно понял. Конечно, заверили меня на том конце провода, да только…

«Не повезло вам, батюшка, немного — вот если бы вы были раввином или муллой…»

Понятно, дело не в том, что на Тверской, 13 как-то выделяют иудеев или мусульман. Просто как раз в силу сетевого характера земного мироустройства нашей Церкви этот вопрос, раз он попал на контроль к градоначальнику, следует обсуждать минимум с викарием Святейшего Патриарха по Москве. Что, в свою очередь, обеспечивает вовлеченность иерарха в проблему, погружение в нее.

Но… Благословение-то на проект у меня было, а вот непосредственно никто из архиереев им не занимался. А для чиновников благословения недостаточно. Здравому смыслу они не всегда внемлют, а административный ресурс я задействовать не смог, да и не хотел. Слишком надеялся, что нас поддержат, разглядят в этом красивом благотворительном проекте «молочные реки и кисельные берега». С другой стороны, обиды нет: благодаря нашему начинанию как раз удалось завершить начальный реставрационный цикл. Кстати, последняя из уцелевших палаток до сих пор по милости Божией и властей функционирует на территории нашего храма. Благодаря ей мы оплачиваем наши коммунальные платежи…


Опубликовано: «Православная Москва», №8 (621) апрель, 2017 г.

Источник: Православная Москва

28
Срд
2017