Станьте участником команды «Рублева»

cross
Главная / Акцент / ​Легендарный Вайгач

​Легендарный Вайгач

Миссионерская экспедиция на о. Вайгач
А+
Распечатать
Фото: Нарьян-Марская епархия

Оригинал публикации

С 21 ноября по 5 декабря 2015 года по благословению правящего архиерея Нарьян-Марской епархии епископа Иакова клирики епархии иерей Сергий Митрофанов и диакон Роман Тулакин совершили миссионерскую экспедицию на о. Вайгач, поселок Варнек. По возвращении из поездки архиерею священнослужители представили рапорт, который отражает результаты трудов на заполярном острове.***

Рапорт

Настоящим сообщаем Вашему Преосвященству о совершении нами по Вашему благословению миссионерской поездки с 21 ноября по 5 декабря 2015 года в поселок Варнек (остров Вайгач).

В поселке Варнек в настоящее время проживает 45 человек, основным видом деятельности которых является охота и рыболовство. По мере знакомства с населением мы узнали, что крещенных из коренных жителей на данный момент всего 5 человек, не считая фельдшера. В основном народ открытый и добрый, но недуг пьянства большинству из них мешает осознать то духовное состояние, в котором они пребывают. Из-за страстного недуга погибает много людей.

Они считают себя верующими, но верят по-своему и в своих божков. Верят в духов, шаманов, но и не отрицают Бога. Во время бесед они рассказывают, что в трудную минуту обращаются к Богу и получают от Него помощь, и даже происходят чудеса, но те сомнения, которые возникают в их сознании и душах, мешают им принять таинство крещения. Есть люди, которые не хотят креститься совсем, но таких немного.

Многие обижены тем, что на остров не приезжают священники и не помогают им узнать и понять православную веру. Жители не против строительства часовни в поселке, в которую они могли бы приходить и молиться, даже при отсутствии священнослужителя.

Думаю, если их не оставлять в духовном окормлении, то со временем ситуацию не только в поселке, но и на острове в целом можно будет изменить.

В результате нашей поездки на острове 5 человек приняли таинство крещения.

Впервые в поселке Варнек отслужено две Божественные литургии, всенощное бдение, панихида, 2 литии, освящены два помещения.

Дневник и фотоотчет прилагаем.


05.12.15 г.

Недостойный послушник Вашего Преосвященства
иерей Сергий Митрофанов


* * *

Миссионерская экспедиция на о. Вайгач

Миссионерский дневник иерея Сергия Митрофанова

21 ноября 2015 года мы вместе с диаконом Романом Тулакиным и нашим проводником Владимиром Михайловичем Киприяновым, охотоведом-экспертом Всемирного фонда дикой природы, прибыли в поселок Варнек, расположенный на острове Вайгач, жители которого по сей день считают этот остров священным.

История острова такова: начиная с VIII века, люди приносили здесь жертвы, но сами боялись жить на этом месте. По их верованиям, здесь живут «боги», и человеку нельзя было пребывать на «святой» земле, тем более иноверцу. Историки и местное предание повествуют нам о различных жертвах, которые приносились идолам. В жертву приносили не только оленей, рыбу, но и людей. Считалось, что если человек принесет жертву идолам, то изобилие его будет во всем.

До сих пор у жителей острова существует страх, что местные «боги» накажут их, за то, что они изменяют своим предкам, которые были верны своим идолам.

12.00 — были проведены огласительные беседы, с теми, кто приходил в дом, где мы остановились. Среди пришедших были и некрещеные, но радует, что приходили те, которые приняли крещение раньше. Из бесед с жителями острова становилось очевидным то, что они практически ничего не знают о Христе, о православии и спасении. Как следствие, процветает пьянство. В поселке пьют все, и стар и млад.

Вразумление

22 ноября

12.00 — в местном клубе с диаконом Романом провели огласительную беседу, на которую многие пришли выпившие. С ними очень трудно разговаривать. Немалую помощь в общении оказал наш помощник и соратник в деле миссии Владимир Киприянов.

15.00 — мы крестили Иоанна, которому 45 лет, парализован, это первые наши плоды, хотя с таким трудом эти плоды даются.

23 ноября

12.00 — в клубе собрались староста поселка Владимир и жители поселка Егор Алексеевич, Михаил и Владимир Михайлович, был показан фильм и проведена огласительная беседа.

24 ноября

12.00 — был показан фильм и освящен фельдшерский пункт, выйдя из клуба на встречу попалась Лидия Алексеевна, которая сказала, что Иоанну уже лучше, он сел на кровать, это маленькое чудо. Вечером приходил Леонид, человек, который колеблется с крещением. Также вечером приходили Борис, Татьяна и муж ее Илья, просили, чтобы мы с ними поехали на место гибели их сына и установили там крест.

Встреча

25 ноября

12.00 — На кладбище в пос. Варнек отслужили литию о невинно убиенных.

12.00 — В клубе была проведена огласительная беседа с Татьяной, но она ничего не приняла из всего того, что мы ей сказали.

После клуба с нами разговаривала женщина, которая всячески доказывала нам о ненужности крещения и жизни с Богом. Ей хорошо жить и так.

Люди не готовы к нашим проповедям. Здесь столько времени не было священников и сложно в один миг все изменить.

Наконец-то!

26 ноября

12.30 — Совершили панихиду на кладбище, где похоронены не только жители поселка. Известно, что в поселке Варнек был лагерь, в котором в основном сидели политзаключенные, осужденные по ст. 58. Были и воры, и совсем невиновные, которых отправляли в лагеря, потому что нужны были инженеры, геологи, слесари и другие специалисты. Такова была система нашего государства.

27 ноября

12.00 — Вместе с диаконом Романом, старостой Владимиром и проводником Виктором ездили на мыс Раздельный и отслужили литию. Здесь в начале 1930 г. вела работы по добыче свинцово-цинковой руды Вайгачская экспедиция ОГПУ. Вдали виднелся мыс Дьяконова, который считается священным местом ненецкого народа.

28 ноября

16.00 — В клубе совершили всенощное бдение, на котором присутствовали фельдшер Виолетта (в крещении Мария), Надежда и Георгий Алексеевич, последние оба исповедались. Надежда высказала сожаление о том, что никто не приезжает из священников и не окормляет их.

29 ноября

7.00 — Совершили Божественную литургию. После литургии причастили Иоанна, которого мы крестили.

8.30 — Поехали на место гибели двух молодых парней Григория и Максима, они не были крещены. Родители попросили нас, чтобы мы поприсутствовали на том месте. По прибытии на берег Карского моря, установили кресты и их освятили.

Со всяким утверждением

30 ноября

14.00 — Совершили крещение Руслана (Рустик). Этот человек осознанно пришел к вере.

Теперь Рустик!

1 декабря

15.00 — провели беседу с фельдшером Виолеттой (в крещении Мария), и исповедовали ее. Вечером говорили с жительницей поселка Анной, которая согласна покреститься летом в июне вместе с детьми.

2 декабря

11.00 — Сделали уголок православной литературы, где были размещены не только св. Евангелие, молитвословы, православная литература, но и диски с православными фильмами.

14.00 — После обеда крестили целую семью: старосту Владимира, его жену Веру и их дочь отроковицу Веру.

3 декабря

16.00 — Совершили всенощное бдение в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. На службе присутствовало четыре человека.

4 декабря

8.30 — Совершена Божественная литургия, на которой причастилось 3 человека.

5 декабря

12.30 — Вылетели из пос. Варнек в Нарьян-Мар.

Миссионерская экспедиция на о. Вайгач


***


Миссионерский дневник диакона Романа Тулакина

21 ноября 2015 года. Самый долгий первый день
Ранее утро. Заканчиваю последние приготовления к нашей миссионерской экспедиции. Что она принесет? Каковы будут ее результаты? Об этом знает один Бог. Что же, остается вверится в Его святую волю и ехать с тревожным, ожидающим чего-то необычного, сердцем…

Аэропорт. Очередь у кассы. Заканчиваем дела с багажом и вот он — вертолет: винтокрылая птица, которая унесет нас сквозь безмолвную ледяную пустыню на суровые арктические берега Северного Ледовитого океана. Туда, где встречаются студеные воды двух северных морей — Баренцева и Карского, туда, где за туманным проливом Югорский шар скрывается легендарный остров Вайгач – «святая святых» ненецкого народа, земля шаманов и идолов, притягивающая и, одновременно, пугающая…

Вертолет, рассекая кристально чистый арктический воздух, несет нас на северо-восток. В наших иллюминаторах проносится завораживающий пейзаж бесконечной ледяной пустыни – Большеземельской тундры. В кабине жарко. Люди на борту дремлют. Дремлет и наш с о. Сергием проводник, человек, возглавляющий нашу экспедицию, прекрасно знающий местность и все особенности нашего острова — Владимир Михайлович Киприянов, охотовед, специалист из Всемирного фонда дикой природы, не раз посещавший Вайгач. Но эта дремота обманчива — его глаза полузакрыты, а руки размеренно перебирают четки… На наши многочисленные вопросы отвечает весьма сдержанно, хотя и обстоятельно. Что же, не будем его отвлекать, он готовится, а вертолет продолжает нести нас над бескрайними ледяными просторами.

Миссионерская экспедиция на о. Вайгач

На пути к о. Вайгач наша винтокрылая машина делает две промежуточные посадки. Первая — в небольшом поселке Каратайка, где борт покидает большинство из летевших с нами пассажиров и выгружается часть груза.

Авиалинии, пожалуй, единственное средство транспорта в этом суровом арктическом мире. Настоящая «кровеносная система», дающая жизнь многим и многим крохотным поселениям — островкам человеческой цивилизации в бесконечной белой тундре. Сквозь стекло иллюминатора можно было вполне отчетливо наблюдать, как навстречу приземляющемуся вертолету, словно к некоему родному существу, тянутся оживленные цепочки восторженных людей, ожидающих вестей и посылок с Большой Земли. Сколько радости и воодушевления можно видеть на их лицах. На мгновение, этот вертолет становится связующей нитью, которая соединяет их с близкими и родственниками, находящимися за многие сотни километров от этих мест. Вертолет словно зажигает новое «пламя жизни», которое, кажется, к его прилету почти уже угасло. Незабываемые эмоции и мгновения…

И вот мы снова в воздухе. Вторая наша остановка — метеорологическая станция на берегу Карского моря, где еще двое пассажиров — сотрудников станции покидают наш борт. Дальше нас ждет цель нашего путешествия — Вайгач…

Всякий, кто желает попасть на остров, должен пересечь пролив, именуемый Югорский шар, отделяющий остров от материка. Для нас, пассажиров, с относительным комфортом летящих на борту вертолета, это не составило никакого труда, однако из многочисленных исторических документов известно, что пролив никогда не был гостеприимен и ненцы всегда с большим трудов пересекали это место. Летом — вплавь, а зимой по льду, проезд по которому всегда таил в себе множество опасностей. К слову сказать, пролетая над морским пространством пролива, мы обратили внимание на то, что оно еще не было полностью забито льдом. Указывая на это, Владимир Михайлович отметил, что в прошлом льды в проливе Югорский шар стояли даже летом, мешая парусным судам пройти через него. Сейчас же он свободен для судоходства и лед на нем станет крепким лишь в январе. «Верные признаки изменения климата», — добавил он.

За этими разговорами мы пересекли пролив, и перед нашим взором стали вырисовываться очертания того самого острова Вайгач, к берегам которого мы неумолимо приближались. Сердце застучало сильнее и душу охватило нешуточное волнение: мы приближались к цели нашей экспедиции…

И вот он — остров Вайгач: в иллюминатор видны лишь белые пустынные пространства, но вот посреди этого белого безмолвия отчетливо вырисовываются два ряда небольших домиков. Каким же крохотным является единственное обитаемое поселение на острове — поселок Варнек. Затерянный кусочек жизни, один из последних обитаемых рубежей посреди ледяных арктических просторов. Совершая необходимые маневры, вертолет начинает садиться, и вновь, как и при первой нашей остановке, можно наблюдать, как в сторону вертолета начинают свое движение множество снегоходов, как будто явившихся из-под снега.

Шасси вертолета мягко касаются земли, открывается шлюзовая дверь и все те же лица — оживленные, взволнованные, начинают быстро разбирать прибывший груз. И это лихорадочное движение все усиливается, подхватывая и нас. Помогая разгрузить весь багаж, попутно хватаем и свои вещи и оказываемся вне вертолета, в снующей туда-сюда людской толпе. Итак, наконец, мы ступили на эту древнюю северную землю, бережно хранящую свои тайны.

Миссионерская экспедиция на о. Вайгач

У вертолета нас встретил староста поселка Владимир Бобриков, с которым еще до начала экспедиции, по телефону, были обговорены все детали пребывания миссионеров на острове. Среднего возраста, коренастый, он радушно встретил нас и тут же организовал доставку нашего скарба на одном из снегоходов к месту, определенному для нашего проживания. Бросая взгляды на стремительно уезжающий багаж, мы бодрым шагом втроем отправились следом.

К этому времени наш проводник Владимир Михайлович уже покинул нас, предварительно сообщив, что остановится в доме одного из своих хороших знакомых, проживающих в поселке. Это не первое его посещение острова, и при нашей высадке от моего взгляда не укрылось то, что местные жители, окидывающие нас недоверчивыми взглядами, встретили его, напротив, достаточно тепло и радушно, как своего старого знакомого. Это вселяло определенную надежду на то, что и нам удастся наладить здесь дружественные отношения с местным населением. И, размышляя таким образом, мы решительно направились в поселок.

А вертолет тем временем, стремительно взмыл в воздух и скрылся в серой непроглядной облачной пелене, со всех сторон окутывавшей остров, отрезая любые пути к отступлению на Большую Землю. Вновь над этим небом он покажется только через две недели, которые, безусловно, откроют новую страницу в истории христианского просвещения острова Вайгач.

Жилье, в котором нам предстояло провести следующие две недели, представляло собой ветхий деревянный дом, чудом сохранившийся с тех времен, которые теперь принято называть советскими.

Вернее сказать, нам предстояло жить в одной из двух половин, на которые было поделено жилое пространство постройки. Подобным образом выглядели и остальные дома поселка, также разделенные на две половины, в каждой из которых проживала какая-либо семья. Внутри дома нас ждала хозяйка — женщина по имени Светлана. Здесь живет ее мать, которая сейчас отсутствует. Именно это позволило поселить нас в нем. В отведенной нам половине обнаружились две комнаты. Первая — небольшая кухонька с печкой, шкафами для посуды и столом у окна. Вторая — спальня с двумя диванами. Обстановка достаточно аскетичная, и это даже радует, поскольку стесненные условия будут настраивать нас на то духовное состояние, которое необходимо в такой нелегкой миссионерской экспедиции, как наша.

Итак, разобравшись с нашим багажом и определившись с местами для сна и другими вещами, которые всегда сопутствуют любому путешественнику, мы, наконец, можем перевести дух, осмотреться и обсудить дальнейший план наших миссионерских действий.

Что же это за место — остров Вайгач и поселок Варнек, в котором нам предстоит жить и трудиться в течении следующих двух недель? Пожалуй, именно эти мысли посетили меня в тот момент, когда, закончив с вещами, я подошел к потрескавшемуся, кое-где заклеенному простой полиэтиленовой пленкой окну, за которым открывался завораживающий вид на замерзшую бухту Варнек, превратившуюся в сплошное ледяное пространство…

Когда речь идет об организации какой-либо экспедиции, тем более такой, в какой участвуем теперь мы, то на первый план всегда выходит тщательная подготовка, которая должна включать в себя, как материальную составляющую, так и теоретическую, которые, по моему мнению, являются равнозначными. Не имея серьезной материальной базы, снаряжения и т. п., бессмысленно отправляться в дальние странствия, но также бессмысленно отправляться в путешествие, не обладая достаточной информацией о местности, в которую направляешься, ее рельефа, климатических особенностей, знать историю ее местного населения и многое другое.

И, следуя подобной логике, подготовка к экспедиции была разделена на две части: результат первой ее части — защитного цвета рюкзак лежал сейчас в дальнем углу комнаты, наполненный необходимым в дальнем путешествии содержимым: сменной одеждой, теплым свитером на случай непогоды, туалетными принадлежностями, и конечно же, совершенно необходимыми нам богослужебными книгами. Помимо личных вещей, наш скарб состоял из сумки с многочисленными литургическими принадлежностями, коробки с запасом просфор, а также сумки с православной литературой. Во вторую же часть подготовки, собственно теоретическую, вошло изучение истории таинственного острова Вайгач, его географических и климатических особенностей, и, что самое главное, истории православной миссии на этих суровых арктических землях.

Из ознакомления с различными источниками, удалось узнать, что остров, на который Господь судил нам прибыть и заниматься христианским просвещением местного коренного населения — во всех смыслах место уникальное. Его пустынные берега были свидетелями множества удивительных исторических событий, он хранит в себе множество загадок и тайн, которые еще предстоит разгадать.

Сам по себе остров известен среди коренных северных народов с глубокой древности. И самое важное то, что Вайгач считался сакральным местом, фактически «домом богов». Не случайно аборигены называли остров «Священной землей» или «Хэбидя-Я» Именно поэтому остров многие и многие столетия был совершенно необитаем. Ненцы и другие северные народы прибывали на Вайгач с одной целью — совершение ритуальных жертвоприношений.

Здесь на острове располагались наиболее почитаемые языческие святилища ненцев, и главный из них — Весако (старик). Это был деревянный, трехгранный, высокий и тонкий болван (так именуют своих истуканов ненцы), на котором были вырезаны семь лиц, одно из которых, наиболее выразительное, имело все черты, которые без всякого сомнения указывали на его тождественность с дьяволом. Не случайно, что и обращение к этому идольскому истукану среди ненцев было соответствующее: «Авъ Весаковъ (сатана-старик)» — именно такое название записал один из выдающихся северных миссионеров, некогда побывавших на вайгачской земле, — архимандрит Вениамин (Смирнов). Другой, некогда почитаемый идол Вайгача находился на противоположной стороне острова и назывался Хадако» или «старуха», «бабушка». Эти два идола находились в центре своеобразного пантеона более малых божеств, которых всего согласно дореволюционным миссионерским отчетам, на острове было более 400.

Но эта языческая тьма, долгое время господствовавшая на этой земле, была рассеяна светом христианской истины, которую в XIX веке несли сюда православные миссионеры, наиболее выдающимся из которых являлся тот самый архимандрит Вениамин, долгое время находившийся в авангарде так называемой «Самоедской духовной миссии», принесший православную веру на эти суровые берега. Именно архимандрит Вениамин стал настоящим христианским первопроходцем этого острова. Дойдя до местности, на которой располагались многочисленные идолы, он лично возглавил уничтожение языческих капищ на острове и воздвиг первый деревянный православный крест — символ того, что и на этой языческой земле воссиял свет Христовой веры.

Однако революция и последующий атеистический путь нашего государства свели на нет труды арктических миссионеров. И дальнейшая история острова связана уже с деятельностью советского правительства, которое не смогло придумать ничего лучше, чем в 30-х годах прошлого столетия устроить на острове настоящий лагерь для политзаключенных. Так остров Вайгач вошел в грандиозную по своим масштабам государственную карательную систему под названием ГУЛАГ. И поселок Варнек, на территории которого мы высадились, является тем самым печальным наследием этой тяжелейшей для нашей страны эпохи. Бывший исправительно-трудовой лагерь Варнек затерялся среди множества таких же маленьких, никому не нужных «островков цивилизации», предоставленных самим себе и доживающих свои последние дни в глухом забвении со стороны государства и местных властей…

За этими размышлениями нас застал наш первый гость — местная жительница Лидия Алексеевна, совершенно случайно (хотя, конечно же, это не было простой случайностью) заглянувшая к нам в дом. Это была пожилая женщина лет 60-ти, небольшого роста, с характерными для ненецкого народа чертами лица. И первое, что бросилось в глаза — неестественность ее поведения. Однако в следующее мгновение дилемма была разрешена. До нас дошел тяжелый, пронзительный, заглушающий все остальное запах перегара. Женщина была пьяна. Это была непростая встреча, она родила в душе смутное чувство тревоги, некоего разочарования, которое все более и более охватывало душу, по мере того, как наш разговор становился все более осмысленным. Из глаз старушки градом лились слезы, было заметно, что она плачет уже далеко не первый день. Из ее сбивчивого разговора, многочисленных всхлипываний и причитаний мы поняли, что недавно трагический пропал ее сын. Именно об одном из таких случаев писал Владимир Михайлович в своем письме, адресованном правящему архиерею Нарьян-Марской епархии и представителям местной власти.

Старушка была убита горем и свою боль она пыталась успокоить единственным известным ей средством — алкоголем. Она искала утешения, искала ответ на главный свой вопрос, который так часто задают неверующие люди: «за что»? Но услышать и понять нас, наши слова она не смогла — алкогольная пелена прочно застилала ее сердце и разум. И наша беседа снова и снова возвращалась к исходной точке. Спустя достаточно долгое время она ушла, пошатываясь и всхлипывая, обещав нам прийти завтра на беседу в местный клуб трезвой. Что же, будем надеется, что это действительно произойдет.

После нее мы едва успели подкрепиться, как к нам вновь стали приходить все новые и новые «гости». Менялись лица ненцев, но неизменным оставалось одно — все они были беспробудно пьяны и едва держались на ногах. И, несмотря на это, ведомые любопытством и желанием увидеть новое, доселе невиданное диво — батюшек, они превозмогали себя и буквально приползали к нам…

Этот вечер первого нашего дня на о. Вайгач, пожалуй, навсегда врезался в мою память. Слишком много было услышано и увидено: угрозы и пророчества скорой смерти, призывы поскорее убраться со «священной земли» — все эти слова исходили из пьяных уст и, растворенные едким, вызывающим настоящее головокружение перегаром, усиливали тревогу, уже свившую себе гнездо где-то в одном из многочисленных тайников души, заставляя все чаще прибегать к верному в таких случаях средству — молитве.

Этот день показался мне каким-то бесконечным, но вот он, наконец, подошел к концу. И после вечернего правила, утомленные, мы погрузились в сон. Однако Вайгач не место для расслабления. За ночь нам пришлось пробуждаться несколько раз, для того, чтобы поддерживать огонь в нашей небольшой печке, которую мы топили углем, небольшие горки которого тут и там виднелись у каждого поселкового дома. По другую же сторону стены люди и не думали о сне. Всю ночь шло шумное пьяное гуляние…


22 ноября 2015 года. День второй. Проповедь в перегарном дыму

Наш следующий день начался с холодного, пронизывающего все и вся ветра, пытающегося проникнуть в наш дом сквозь бесчисленное количество щелей и трещин, коими изобиловала наша скромная миссионерская келья. После молитв, завтрака и других бытовых организационных моментов, ближе к полудню мы отправились в местный клуб, где должна была состояться наша первая беседа с местным населением. Однако наше миссионерское рвение было охлаждено достаточно быстро: староста предупредил нас, что, скорее всего, после шумной ночи у жителей вряд ли найдутся силы на такой подвиг, как беседа со священнослужителями. Тем не менее, мы твердо направились к синеватому зданию, находящемуся на краю поселка. Именно там располагался местный клуб, а заодно и фельдшерский пункт. Внутри оказалось достаточно уютно. Местный поселковый клуб представляет собой достаточно просторное помещение, в центре которого стоит бильярдный стол. Дальняя часть помещения была оборудована под сцену. Там стоял стол с телевизором, предназначенным для показа фильмов.

Несмотря на столь пессимистический настрой старосты, в назначенный час к нам пришли трое женщин. Все они находились в полупьяном состоянии. И у каждой свое горе, которое они пытаются утопить в водке… Из беседы узнаем, что так же, как у Лидии Алексеевны, они лишились своих сыновей, племянников. Эти беседы обнажают перед нами весь ужас того состояния, в которое погружено почти все население этого небольшого поселка. Алкогольное рабство, связавшее их, губит не только их душу и здоровье, но и отнимает жизнь у молодых парней. Виной всех тех трагических жертв, произошедших не так давно на Вайгаче, стал именно алкоголь.

Сложно что-либо ответить людям, почти ничего не знающим о христианской вере. Наши слова вновь и вновь бьются о перегарную стену, но пока так и не находят путь к их сердцам. Я невольно задаю себе вопрос: готовы ли они к принятию веры? Они — простые, добрые люди, открытые для диалога, но враг рода человеческого крепко связал их, подчинив своей власти, посредством водки.

Миссионерская экспедиция на о. Вайгач

Важно то, что по словам старосты, Владимира Михайловича, подобные затяжные запои, охватывающие почти все село, — явление не постоянное. Ранее действовал «сухой закон», и население еще могло более-менее держаться, но летом это табу было нарушено: Каратайская потребкооперация завезла в Варнек большую партию алкогольной продукции, положив начало настоящей алкогольной вакханалии, продолжающейся и по сей день. Более того, среди местного населения также нашлись предприимчивые дельцы, решившие заработать на чужом горе и стали активно реализовывать спирт «из-под полы», чем еще более усугубили и без того тяжелую ситуацию… И тот самый вертолет, который как наивно казался мне здесь источником жизни, в этом отношении стал настоящим «вестником смерти». Ведь именно на нем была завезена крупная партия алкоголя, которая будет продаваться здесь в течение следующих двух недель, до следующей партии. И так будет продолжаться постоянно, пока кто-либо из власть имущих не обратит внимание на этот несчастный кусочек жизни в бескрайних арктических просторах, погибающий от неуемной жадности нескольких ненасытных до денег людей.

Вообще, стоит заметить, что употребление алкоголя в таких арктических условиях, в которых проживают жители Варнека, становится для них фатальным и полностью парализует жизнь поселка, где главными занятиями населения является охота и рыбалка — промыслы, совершенно несовместимые с пьянством. Но, даже несмотря на беспробудное пьянство, местные жители остаются замечательными охотниками и рыболовами. Эти навыки у них в крови, и алкоголь никогда не сможет их вытравить.

Особое место занимает рыбный промысел. Искусные рыбаки, ненцы вылавливают в больших объемах сельдь, нельму, сига, и, конечно же, арктического гольца. Помимо этого, жители поселка ведут охоту на морских млекопитающих, в особенности на нерпу, зимой выбирающуюся на лед и тут же попадающую в искусно поставленные охотниками ловушки. В большей степени нерпа идет на корм собакам, которые ненцы издревле используют в качестве ездовых животных наравне с оленями. И хотя сейчас езда на собачьих упряжках осталась в прошлом, каждый уважающий себя ненец держит целую стаю собак, которых, естественно, необходимо кормить.

Нам повезло: мы даже увидели добычу охотников на нерпу. И сразу вспомнился рассказ путешественника о том, как в начале 30-х годов на Новую Землю завезли лошадь, а фураж, сено то ли забыли, то ли штормовая волна унесла. Осталась лошадка без пропитания. Что делать? Погибать? Местные не растерялись. Взяли рубленное собакам нерпячье мясо и поставили перед лошадкой. Лошадка тоже не растерялась — с голодухи пришлось ей вкусить пищи белых медведей и ненецких собак. Так и прожила лошадка с Божией помощью зиму, не померла. И на удивление всем покрылась длинной шерстью — Господь спас и скотину. Вот так вот бывает в нашем Заполярье. Истинное чудо!

После клуба мы заглянули в дом к уже знакомой нам Лидии Алексеевне. Сегодня она была в трезвом состоянии, что не могло не радовать. В ее доме вместе с ней проживает ее брат — Иван, вот уже длительное время, прикованный к постели. После беседы мы поинтересовались у женщины, крещен ли он? Она ответила отрицательно. После этого обратились к самому Ивану с вопросом о желании креститься. Кивком головы он дает понять нам, что он согласен. В этот вечер, на о. Вайгач появился новый христианин — раб Божий Иоанн.


23 ноября 2015 года. День третий. Новые знакомства
На следующий день к нам на беседу пришел лишь староста Владимир и еще один сухонький старичок лет 70-ти, которого зовут Егор Алексеевич. Из беседы с ним узнаем, что он был крещен во младенчестве, в селе Хабарово, находящемся по другую сторону пролива Югорский Шар. Сейчас это место заброшено, но некогда это было достаточно оживленное место. Здесь действовал храм и часовня во имя святителя Николая Чудотворца. Но безбожная власть в свое время не оставила здесь и камня на камне.

Беседа прошла плодотворно. Был показан фильм на православную тематику, Егор Алексеевич охотно задавал вопросы, на которые мы давали ему ответы. Под конец, получив от нас Святое Евангелие и другие книги, он отправился домой, обещав, что придет на службу и будет причащаться. Отрадно было это слышать. Беседа с этим стариком вселила в нас надежду, что, возможно, ситуацию в поселке можно будет переломить.

В этот же день мы познакомились с фельдшером поселка Виолеттой Константиновной, девушкой лет 27. В помещении ФАПа первое, что бросилось в глаза — икона преподобной Марии Египетской на письменном столе фельдшера. «Почему именно преподобная Мария?» — спросили мы. Она ответила нам, что была крещена в честь этой святой и всегда обращается к ней в своих молитвах. Виолетта — интересный человек. Она в постоянном поиске чего-то нового, новых ощущений и впечатлений. Задаем ей вполне логичный вопрос: «Что могло привести молодую девушку сюда, на этот непростой по своим условиям остров?» Ответ был вполне ожидаем: желание заработать. После теплой беседы за чашкой чая, она просит нас на следующий день освятить помещения фельдшерского пункта. Многообещающее начало.


24 ноября 2015 года. День четвертый. Освящение
После беседы в клубе отправились изучать местные окрестности. Конечно, сейчас, когда все пространство, которое может охватить глаз, покрыто белым снежным ковром, сложно судить о красоте тундры, окружавшей нас почти со всех сторон. Но это не самое главное. Ловлю себя на очень интересной мысли: сейчас фактически мы находимся на краю обитаемого мира. Позади нас поселок, как последний оплот человеческой цивилизации, а впереди — бесконечная ледяная пустыня, которая у горизонта сливается с серым небом, создавая удивительный эффект бескрайности и бесконечности. И, стоя у края этой ледяной бездны, сильнее всего ощущаешь незримое присутствие Творца, создавшего такой многогранный в своей красоте мир. Он здесь, в этой безмолвной тишине, из которой будто соткано все пространство ледяной тундры… Такое можно ощутить только здесь.

После этого уверенно направляемся к фельдшерскому пункту, который и был нами освящен, к вящей радости Виолетты Константиновны. После этого, остаемся на беседу, которая вновь проходит в теплой непринужденной обстановке. Кажется, семена наших слов падают на добрую почву.


25 ноября 2015 года. День пятый. Невинно убиенные

Сегодня решили отслужить заупокойную литию на местном поселковом кладбище. Несмотря на то, что подавляющее большинство населения острова составляют некрещеные, к нашему удивлению, местное кладбище изобилует православными крестами. Но это лишь дань традиции, не имеющая под собой никакого осмысленного представления о цели установки подобных надмогильных крестов.

Тем не менее на этом кладбище захоронены и православные — те несчастные, на чью долю выпало быть заключенными в исправительно-трудовом лагере, базировавшемся тогда на острове. Это были 30-е годы прошлого века. После обнаружения на Вайгаче богатых и перспективных залежей свинцово-цинковых руд в срочном порядке была организована специальная экспедиция ОГПУ, целью которой стала постройка и организация лагеря на этой территории. Вскоре в бухте Варнек вырос небольшой лагерный поселок, а на противоположном берегу залива — мысе Раздельном — был заложен рудник.

К середине 30-х годов трудами заключенных уже шла активная добыча руды. Однако добыча велась здесь только около двух лет, и вскоре рудник был затоплен, после чего лагерь на короткое время перебазировался в Амдерму. А после убийства здесь председателя Ненецкого окружного исполкома И. П. Выучейского лагерь в спешном порядке был расформирован. И сейчас сложно сказать, сколько невинно убиенных нашли здесь свое последнее пристанище. Ответ на этот вопрос навсегда погребен среди могильных холмов местного кладбища.


26 ноября 2016 года. День шестой. Несбывшиеся надежды

Сегодня к нам на беседу не пришел никто. Но теперь это не так страшно. Люди знают, кто мы и для чего мы сюда прибыли, и теперь сами приходят к нам в дом, чаще всего вечерами, желая получить ответы на волнующие их вопросы. И пусть они так и приходят в полупьяном состоянии, семя упало и понемногу начинает давать свои ростки. Самое интересное, что многие согласны креститься, и, в общем-то, понимают, о чем мы с ними разговариваем. Но почти круглосуточная пьянка не дает возможности участвовать в таинстве, даже при сильном желании.

Пожалуй, самый показательный в этом отношении момент — приезд в поселок Василия Хатанзейского, одного из отшельников, живущих вдали от суеты и «столичных» искушений Варнека. Владимир Михайлович Киприянов некогда крестил его мирским чином, так что Василий считал себя православным христианином и носил нательный крестик. Теперь же у него появилась реальная возможность стать полноправным членом Церкви Христовой, приняв наконец и таинство миропомазания. Встретив его у магазина, мы договорились, что он через час будет у нас. В назначенное время он действительно появился, однако на ногах стоять он уже почти не мог… Об участии в таинстве не могло идти и речи. Так «зеленый змей» до последнего держит в своих цепких когтях каждую душу этого острова.

Со старостой деревни договорились о том, чтобы завтра поехать на мыс Раздельный, на место, где располагались шахты, в которых работали заключенные. Кажется, местные все более и более начинают доверять нам.


27 ноября 2016 года. День седьмой. Мыс Раздельный

Как и было заранее оговорено, сегодня мы отправились на противоположную сторону бухты Варнек — мыс Раздельный, где некогда велась добыча свинцово-цинковой руды. Стоит заметить, что среди местных эти места пользуются дурной славой и окутаны ореолом таинственности. Староста рассказал нам, что местные нередко слышали голоса, плач, стоны, доносящиеся из шахт, иные наблюдали некое свечение. Сам староста поделился с нами своими впечатлениями, рассказав о том, что он ощущал необъяснимый страх и тревогу, находясь рядом с этими рудниками. Решено было съездить и отслужить там заупокойную литию.

Выехали в десять утра. Отцу Сергию досталось место второго пассажира на «Буране», мне — в нартах, привязанных к снегоходу. К слову сказать, это были весьма удобные сани, на которых поселковые умельцы для пущей амортизации положили пружины от старой кровати, заботливо закрыв всю эту конструкцию оленьей шкурой. Помимо старосты, нас сопровождал еще один местный житель Виктор. Было видно, что эта поездка доставляет ему мало удовольствия, однако спорить со старостой не стал. Ехать предстояло несколько километров, которые мы преодолели примерно за полчаса. Мчаться на открытых всем ветрам санях через тундру — незабываемые ощущения, которые навсегда останутся в моей памяти.

И вот мы на месте. Местные поговаривают, что летом сюда вдоль бухты ведет узкая тропинка, которая была вытоптана еще заключенными и которая по каким-то неведомым причинам не заросла до сих пор. Сейчас, когда все в снегу, сложно представить, как выглядят рудники сейчас. Тут и там виднеются ржавеющие остовы брошенной техники, остатки хозяйственных построек — все это теперь стало молчаливыми памятниками целой эпохи, исковеркавшей миллионы человеческих жизней. У нас мало времени, и потому, прекратив осмотр, мы начинаем служить литию. Впервые над этими пустынными холмами были слышны церковные песнопения: «Со святыми упокой!» — и ветер далеко разносит пение нашего небольшого хора.

По возвращении из поездки нас ожидала местная баня — настоящая гордость поселка Варнек, подарок окружной администрации.


28 ноября 2015 года. День восьмой. Первое бдение

Сегодняшний и завтрашний день, безусловно, войдут в историю поселка Варнек, ведь впервые на этой арктической земле, будет отслужено Всенощное бдение и Божественная литургия. К сожалению, условия клуба, в котором нам предстояло совершить богослужения, мало подходили для этого, но экстремальные арктические условия определяют весь образ нашей экспедиции, и, в том числе, ее сакральную часть. Тем не менее, душу переполняла невыразимая радость от мысли о том, что впервые крещенные жители поселка смогут участвовать в богослужениях, к тому же за прошедшую неделю нам удалось собрать небольшую группку людей, которые обещали прийти на службы. И именно они стали нашими первыми сомолитвенниками на этом острове.

На бдение, начавшееся в 16:00, пришла уже хорошо знакомая нам фельдшер Виолетта, Егор Алексеевич и еще одна крещенная жительница поселка — Надежда. И, несмотря на все стесненные обстоятельства, эта первая служба прошла невероятно торжественно и одновременно молитвенно и по-домашнему тепло.

Всенощное бдение


29 ноября 2015 года. День девятый. Первая Евхаристия и путешествие к Карскому морю

Сегодняшний день ознаменован двумя важными событиями. Первое — на острове Вайгач ранним утром нами впервые была совершена Божественная литургия, без сомнения открывшая новый этап в истории православной миссии на острове. Хотя утром у жителей поселка так не хватило сил подняться пораньше и прийти на службу… Мы причастились Святых Христовых Тайн и причастили новокрещенного Иоанна, ставшего первым плодом нашего миссионерского служения на острове.

Вторым важным событием в этот день стало наше участие в масштабной поездке значительной части жителей поселка на побережье Карского моря к месту, где бесследно исчезли двое молодых ненцев — Григорий и Максим. Родители Григория, Илья Васильевич и Татьяна Хатанзейские приходили к нам еще в середине недели и просили принять участие в установке деревянных крестов на месте их исчезновения. Родители измучены горем. Илья Васильевич говорил нам о том, что часто видит во сне своего сына. И он надеется, что наша молитва и наше присутствие поможет неупокоенной душе. Пропавшие не были крещеными, сложно говорить об их участи родителям. Но здесь, как мне кажется, важно утешить человека, направить его на правильный, христианский образ мысли, оградить от пагубного «заливания» горя водкой. К тому же Илья Васильевич — крещеный и охотно прислушивается к нашим словам.

И вот снова — тундра, и вновь нарты рассекают безбрежный океан снега. Место, на которое мы прибыли, находится на самом берегу Карского моря. Величественное зрелище: снег и волны. На горизонте виднеется несколько небольших льдин. Где-то недалеко, за мысом, фыркает, пуская фонтаны брызг, морж. Еще раз невольно задумываюсь, насколько уникально место, в котором мы находимся. Человек оказывается здесь на самом краю настоящей ледяной вечности — бесконечной тундры и безбрежного Северного Ледовитого океана.

Здесь мы помогаем селянам воздвигнуть два креста, которые стали символическими надгробиями для двух пропавших людей. Но в сооружении этих крестов я вижу еще один глубокий смысл: то духовное возрождение, которое здесь, с помощью Божией, будет постепенно созидаться. Нужно только не бросать этих людей, не оставлять их один на один в борьбе с коварным зеленым змием, опутавшим их души и сердца…


30 ноября 2015 года. День десятый. «Крещается раб Божий…»

Пожалуй, вчерашний день стал настоящим поворотным моментом в нашем непростом миссионерском служении на этом острове. И подтверждением этому стало еще одно крещение, которое мы совершили на острове. На этот раз новым христианином Вайгача стал молодой ненец Руслан, получивший в Таинстве имя Рустик. Меня поразила та крепкая вера, та решительность в деле принятия Крещения, его полное понимание сути происходящего. Наверное, это единственный человек на острове, который действительно готов к принятию этого великого Божьего дара и великой ответственности — быть христианином. Сегодняшнее крещение полностью убедило нас в том, что наша экспедиция здесь все-таки стала успешной!


1 декабря 2015 года. День одиннадцатый. Путь к покаянию

Сегодняшний день ознаменован еще одним важным для нас событием. Местный фельдшер Виолетта, в крещении Мария, попросила исповедаться. Это было для нас довольно неожиданным. За неделю до того она считала это совершенно ненужным и бессмысленным, ведь, по ее словам, грехов то у нее и нет совсем (как же часто можно услышать подобное от людей, совершенно далеких от Церкви). Но после нескольких бесед она преобразилась, смогла увидеть собственные грехи и, наконец, решилась на покаяние. Это было явным действием Божиим в ее душе и сердце. Наконец, она на правильном пути.


2 декабря 2015 года. День двенадцатый. Христианская семья

И в этот день Господь не оставил нас без проявления Своей милости и благодати: принять Таинство Святого Крещения решился староста деревни Владимир, его жена и дочка. И вот мы стали свидетелями чудного явления: рождения на Вайгаче целой христианской семьи. Невозможно передать словами те чувства, что мы испытали тогда. Это без малого настоящая победа.

3 декабря 2015 года. День тринадцатый. Канун праздника
Сегодня канун праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, и потому в Варнеке пройдут уже вторые по счету богослужения. Но нынешние богослужения особенно важны. И дело здесь не только в том, что Введение во храм Пресвятой Богородицы — это один из великих двунадесятых праздников, которые Церковь особенно чтит и совершает в эти дни торжественные богослужения. В первую очередь этот день будет важен для нас потому, что для новокрещеных жителей Варнека это станет их первым участием в богослужебной жизни Церкви. И вот, вечером, накануне праздника нами было отслужено всенощное бдение, на котором присутствовали первые христиане Вайгача, внимательно вслушиваясь в совершенно новые для них молитвословия богослужения.

И тьма не объят…


4 декабря 2015 года. День четырнадцатый. Введение во храм

Сегодня утром мы торжественно совершили праздничную Божественную литургию, за которой наши новокрещеные на Вайгаче впервые в жизни участвовали в Таинстве Святой Евхаристии, причастившись Святых Тела и Крови Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Их состояние, их просвещенные лица невозможно описать! Для нас в тот момент эти лица стали свидетельством торжества православной веры! Воистину, праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы стал праздником их личного вхождения в храм, в Церковь Христову, в ее благодатную жизнь — невероятная символичность.


5 декабря 2015 года. День пятнадцатый. До новых встреч

Сегодня наша миссия завершается. Несмотря на множество препятствий, наши труды, милостью Божией, не были напрасными. И главное свидетельство этого — светлые лица тех, кто стал новыми христианами острова Вайгач, тех, кто с нетерпением будут ждать нашего следующего приезда. И даже те, кто все это время с недоверием относился к нам, подходили и просили приехать вновь — семена христианской истины «проросли» и в их сердцах. И вот мы уже на борту. В иллюминаторе последний раз мелькнули, ставшие уже родными, лица вайгачан. Еще несколько минут, и остров Вайгач скрылся в туманной дымке, а мы вновь летим над темными водами Югорского пролива.

До новых встреч остров Вайгач!

Наш обратный полет завершился достаточно быстро, и через пару часов мы с Божией помощью уже стали на родную Нарьян-Марскую землю.

Источник: Нарьян-Марская и Мензенская епархия

5
Пнд
2016